Концепция Академблока в вопросах и ответах

Что такое Академический блок?

Это система дополнительного образования лицеистов, которая состоит из множества курсов, необходимую часть которых выбирает для себя каждый учащийся.

Почему Академический блок так называется?

Это название отражает приверженность Лицея ценностям академического сообщества учёных, исследователей, экспертов, а также подчёркивает связь с «большой» Академией.

Какова главная цель Академического блока?

Дать возможность каждому лицеисту «примерить» на себя образ жизни, свойственный членам академического сообщества: провести свои исследования, попробовать себя в роли докладчика, дискутанта, оппонента, эксперта, рецензента, освоить академический язык и этику.

По какому принципу формируется перечень курсов Академического блока?

В отличие от школьного предмета, дающего представление о науке вообще (обо всех её разделах), каждый курс Академического блока — это поле профессиональных проб, возможность «побыть» политиком и политологом, социологом и урбанистом, литературоведом и литературным критиком, военным историком и экономистом, правоведом и математиком…

Что даёт Академический блок лицеисту?

  • Понимание того, какие из наук действительно «его», и какую из программ профессионального образования в дальнейшем выбрать.
  • Представление о научной жизни: о решаемых наукой проблемах, научных школах, актуальных дискуссиях в академическом сообществе.
  • Конкурентные преимущества на предметных олимпиадах.
  • Богатейший материал для выполнения творческих заданий на ЕГЭ.
  • Освоение научного языка, научных методов и жанров, а следовательно — получение серьёзных преимуществ при обучении на программах высшего образования.

Что даёт Академический блок родителю?

  • Отсутствие необходимости планировать и логистически выстраивать с ребёнком его дополнительное образование.
  • Качественные курсы высокопрофессиональных преподавателей.
  • Дополнительную уверенность, что выбор программы высшего образования не будет случайным.
  • Дополнительные шансы на высокие результаты ребёнка в олимпиадах, ЕГЭ и творческих экзаменах, а, следовательно, и на бюджетное место в престижном вузе.

Что даёт Академический блок преподавателю?

  • Возможность представить свою науку на любимом материале, продемонстрировать свои профессиональные компетенции на новом для лицеистов уровне специализации.
  • Возможность «заразить» подрастающее поколение тем, что любишь сам.
  • Возможность взаимодействия с учащимися в свободном творческом формате.

Что даёт Академический блок Лицею?

  • Дополнительную привлекательность лицейского образования.
  • Высокий уровень образования и конкурентоспособности выпускников.
  • Сферу педагогической кооперации и профессионального роста учителей.

Что даёт Академический блок Академии?

  • Возможность растить в Лицее свою будущую интеллектуальную элиту.
  • Собственную педагогическую лабораторию, возможность участвовать в процессе совершенствования российского школьного образования.
  • Возможность транслировать модель предуниверситетского образования в свои региональные филиалы.

Как организован Академический блок?

Объём Академического блока у каждого лицеиста за двухгодичный период обучения составляет 300 часов. Один из курсов Академического блока — «Теория познания» — обязателен для всех лицеистов. Его объём 60 часов. Остальные курсы выбираются в начале каждого семестра из избыточного списка. Объём каждого курса по выбору учащегося 30 часов. Реализуются эти курсы в течение одного семестра. Учащийся может сохранять в своём учебном плане понравившийся курс более одного семестра, если контент учебных задач в этом курсе меняется от семестра к семестру.

Существуют ли аттестационные испытания в Академическом блоке?

В рамках любого курса Академического блока учащийся должен выполнить и защитить в присутствии комиссии и сокурсников как минимум одно самостоятельное исследование за два года обучения. По итогам защиты в аттестат выставляется оценка по четырёхуровневой системе за индивидуальный исследовательский проект с указанием темы. Если защищенных проектов у учащегося несколько, то в аттестат выставляются оценки за проекты, указанные в его личном заявлении. Курс Академического блока для выполнения исследования и семестр для защиты учащийся выбирает самостоятельно. Лицей создаёт условия для защит проектов в конце каждого семестра.

Аннотации к курсам Академблока

Внимание! Программы, выделенные серым цветом шрифта, не реализуются в текущем семестре.

Теория познания
(Обязательный курс для 10 класса)

Иван Сергеевич Курилович

Курс теории познания поддерживает естественный скептицизм и критицизм учащихся и направляет естественную устремленность на анализ научных и околонаучных сведений, здравого смысла и повседневного опыта. Целью курса является понимание сходств, отличий и закономерностей совместной работы путей познания, областей знания, особенностей человека как познающего субъекта и самого знания одновременно как предмета и результата познания. Внимание на познающего субъекта предполагает развитие у лицеистов умения отличать собственную позицию от общего или частного авторитетного мнения, а мнение от знания, что предполагает не только широкий кругозор и эрудицию, но, прежде всего, интеллектуальную честность и другие этические основания процесса познания. Максимальная задача курса: освоение учащимися разных познавательных стратегий и свободный переход между ними в зависимости от целей и индивидуального стиля мышления того или иного лицеиста, то есть инструментальное применение полученных знаний. Минимальная задача курса: узнавание учащимися основных черт процесса познания и познающего субъекта, путей и областей познания в разнообразном материале, умение их различать, анализировать и оценивать их продуктивность в разных ситуациях.

Основы бизнес-планирования (10, 11 классы)

Ольга Павловна Гаврилина

Курс «Основы бизнес-планирования» позволит лицеистам пройти начальные этапы построения бизнеса от возникновения идеи и формирования команды до написания бизнес-плана и презентации его перед инвесторами (жюри). Он представляет собой не просто представляемый на бумаге план, а креативную симуляционную методику с использованием пластилина и игрушечных производственных мощностей.

Курс включает в себя основы таких дисциплин, как маркетинг, управление персоналом и финансовое планирование. Основным результатом работы является оформление бизнес-идеи в бизнес-план и его презентация инвесторам-практикам бизнеса.

TED-Lyceum (Мастерство публичного выступления) (8, 10, 11 классы)

Ольга Валерьевна Редько

Для лицеистов, выбирающих свое профессиональное будущее в сфере научной и общественной деятельности, крайне важно овладеть мастерством убеждения, искусством презентации и коммуникации в целом.

Будущий учёный или общественный деятель должен осознать, что по-настоящему увлечь может только личность говорящего, а красноречие само по себе не приводит к выдающимся результатам. Поэтому курс преследует две глобальных цели. Первая — практическое (на анализе примеров) убеждение учащегося в том, что залогом всякого успешного проекта в современном мире является личность его создателя. Результатом движения к этой цели станет нахождение каждым учащимся с преподавателем «своей» темы и своей подачи, с которыми он может быть интересен и полезен большой аудитории. Вторая, не менее важная, цель курса — это техническое оснащение оратора. Как выстроить выступление? Как говорить правильно? Как удерживать внимание публики? Как добиться от неё нужных эмоций? Как реагировать на неожиданные ситуации в общении с публикой?

Работа с TED-форматом позволит освоить эти навыки в форме, привычной для выросшего в цифровом мире подростка, опираясь на опыт самых успешных ораторов современности.

Социологические исследования: теории и практики (10, 11 классы)

Анастасия Сергеевна Астахова, Сергей Владимирович Дубровский

Вместе с лицеистами мы проведем настоящее социологическое исследование.
Обучающиеся смогут самостоятельно выбрать формат итоговой работы в зависимости от собственных увлечений:
1. Создать собственную теоретическую концептуализацию и написать статью
2. Провести собственное эмпирическое исследование
В рамках курса Социологические исследования: теории и практики у учащихся будет возможность окунуться в полноценную исследовательскую жизнь. Лицеисты научатся читать социологические и философские тексты, вести включенное наблюдение, проводить глубинное интервью и фокус-группы, работать с данными, писать исследовательские работы и презентовать их. Курс направлен на выработку у слушателей социологического мышления, вкуса, интереса и внимания к научным проблемам, навыкам индивидуальной и коллективной исследовательской работы.

Финансовая грамотность в цифровом мире (10, 11 классы)

Максим Иванович Мозгачёв

Интерактивный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир» позволит лицеистам сформировать единство знаний, умений и практических навыков в сфере финансов. Целью курса является помощь в профессиональном самоопределении лицеистов через знакомство с практикой реализации основных финансовых законов, через изучение реального сектора экономики. Работа над решением конкретной финансовой проблемы с использованием изученных финансовых инструментов может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом, который будет защищен в конце учебного года.

Современные психотехнологии (10, 11 классы)

Михаил Дмитриевич Кондратьев

Курс «Современные психотехнологии» подойдёт тем, кто хочет использовать классические и современные достижения психологической науки и практики в своей повседневной жизни. Лицеисты познакомятся с различными психологическими приёмами, позволяющими управлять эмоциями и мотивацией, защищаться от манипуляций и производить впечатление в ходе публичных выступлений. У слушателей курса будет возможность не только проанализировать собственное прошлое в поисках объяснений для настоящего, но и наметить (хотя бы пунктиром) перспективу своего будущего. Каждый участник выберет подходящий для себя результат курса, к которому будет двигаться: проведение собственного психологического исследования или тренинга, публичное выступление или создание персонального набора психотехник для достижения успеха.

Современные международные отношения (10, 11 классы)

Карина Юсефовна Хдери

Курс «Современные международные отношения» состоит из двух частей — теоретической и практической. В ходе теоретической части курса лицеистам предстоит познакомиться с современным мировым порядком и его основными элементами, оценить их роль в мировой политике и проследить, как их поведение на международной арене влияет на разные сферы жизни общества, в том числе на принятие решений другими акторами. Чтобы определить и спрогнозировать, как будет выглядеть мировой порядок в ближайшие годы, в рамках курса лицеисты проанализирует тренды, которым следуют участники международных отношений в настоящее время, рассмотрят проблемы, находящиеся в фокусе международной политики. Ведь на первый взгляд может показаться, что некоторые из них (например, разразившаяся в 2020 г. пандемия COVID-19) не имеют отношения к современным международным отношениям. В ходе практической части курса лицеисты проведут международные переговоры с целью урегулирования региональных конфликтов, обсудят подходы к реформированию ООН, таким образом, смогут примерить на себя роль международников. Главным результатом данного курса станет умение интерпретировать современные тренды, определяющие развитие международных отношений.

Pronunciation Lab (8, 10, 11 классы)

Ирина Ашотовна Назарян

То, как звучит речь человека, может многое рассказать о его происхождении, социальном статусе и уровне образования. И хотя прогрессивное мировое сообщество всячески приветствует разнообразие, в том числе и в акцентах английского языка, предубежденность относительно речи существует. Чистая, внятная речь — не только залог карьерного успеха, но и возможность легче устанавливать контакт с людьми, быть понятым и лучше понимать других.

Курс даст лицеистам возможность поработать над своим произношением в английском языке (практический аспект), а также познакомит с такими разделами лингвистики, как фонетика и фонология (теоретический аспект). За основу будет взят британский вариант английского языка. В результате лицеист при должном усердии сможет значительно расширить представление о звуках и интонации английского языка и научится более точно оформлять свою речь в соответствии с ситуацией общения.

Источниковедение (10, 11 классы)

Дмитрий Владимирович Зайцев

Программа курса нацелена на ознакомление лицеистов со спецификой работы учёного-историка, а также на расширение и углубление их знаний об исторической науке. Курс включает в себя три части. Вводные занятия призваны сформировать у лицеистов понимание содержания, методов и понятий источниковедения. Вторая часть курса нацелена на работу с источниками по истории Древней Руси, в том числе летописями, законодательными актами, литературными произведениями. Третья часть сконцентрируется на источниках по истории России нового времени. Завершаться курс будет защитой индивидуального проекта. Курс будет включать в себя в равных пропорциях лекционные занятия и практическую работу с источниками по истории России. Таким образом, лицеисты не только получат навыки работы с разными видами исторических источников, но и значительно углубят свои знания по истории России в эпоху Средневековья и Нового времени.

Латинский язык (8, 10, 11 классы)

Дмитрий Владимирович Зайцев

Латинский язык — одна из первостепенных составляющих классического образования. Он служит необходимым элементом в подготовке историков, филологов, лингвистов, биологов и ряда других специалистов. Однако и человеку, не собирающемуся связывать себя с этими науками, латинский язык может быть полезен. Латинский язык, обладая очень развитой и сложной грамматической системой, выступает качественным интеллектуальным тренажером, позволяя научиться решать переводческие задачи, тренировать память и логическое мышление.

Курс основан на учебном пособии «Lingua Latina per se illustrata», которое построено на чтении постепенно усложняющихся текстов и попутном освоении грамматики, что дополняется выполнением упражнений и словарными диктантами. Студенту, записывающемуся на курс, следует иметь в виду три обстоятельства. 1) Латинский язык требует серьезных самостоятельных усилий для его освоения. Поэтому, если вы не готовы их прилагать, выбирать этот курс не рекомендуется. 2) Учебный план примерен. Для перехода к следующей теме необходимо основательное освоение предыдущей. Поэтому охватить всю грамматику латинского языка не выйдет даже за двухгодичный курс. Тем не менее базовые представления о латинской грамматике курс сформировать поможет. 3) Помимо грамматических основ языка, курс включает освоение некоторых античных реалий, которое происходит через чтение текстов и сопровождается пояснениями преподавателя.

История повседневности (10, 11 классы)

Мария Александровна Чернова

История повседневности – относительно недавняя сфера исторической науки, быстро завоевавшая огромную популярность. Она предполагает изучение области обыденного, которое обычно не рефлексируется и не фиксируется современниками. Задача курса ознакомить учеников с основными методами и источниками подобного рода изысканий и дать им попробовать силы в самостоятельном проекте по изучению советской повседневности. Данный курс даст лицеистам возможность подробнее познакомиться с некоторыми аспектами жизни России ХХ в., углубить и закрепить знания по отечественной истории и получить навыки научной работы, которые они смогут применять в дальнейшем и в других областях.

Страноведение: Китай. Модуль 1. Кто такие китайцы?
Социокультурные традиции Китая (Международно-политический профиль, 10 класс)

Екатерина Игоревна Терехова

Представьте, что вы приехали в Китай, но привычные сайты не работают, а людей на улице ну очень много и выглядят они контрастно: от танцующих бабушек до экстравагантной молодежи. Цель данного курса – подготовиться к будущей стажировке в Китай и предупредить возможный культурный шок. Мы пройдем жизненный путь вместе с китайцем: от рождения, обучения, создания семьи до выхода на пенсию. В данном курсе изучается китайское общество с различных сторон, слушатели узнают ответы на следующие вопросы: как и чем живет рядовой китаец, в чем секрет успеха китайских школьников, действительно ли правительство жестко цензурирует все аспекты жизни, какими соцсетями пользуются в стране, где заблокирован Google, как сочетаются социализм с буддизмом и многое другое.

Страноведение Китай. Модуль 3. «Китайское чудо»
(Международно-политический профиль, 11 класс)

Татьяна Денисовна Морозова

Китай – многогранная страна, чья политика и место на современной мировой арене играют важнейшую роль. В рамках модуля «Китайское чудо» лицеисты познакомятся с историей современного Китая, внутренней и внешней политикой страны. Мы обсудим историю и сущность международных отношений Китая и доктрины, которых он придерживается в отношении других государств. Курс позволит лицеистам составить всестороннее представление о трендах развития Китая на современном этапе.

Абстракция в искусстве XX-XXI веков (10, 11 классы)

Александра Георгиевна Герасимова (Степина)

Курс ориентирован на лицеистов гуманитарного направления, однако его проблематика шире, нежели только вопросы развития изобразительного искусства.

Мы проследим путь рождения абстракции в искусстве, рассмотрим мировоззренческие процессы, которые за этим стояли, попытаемся понять, почему возвращение к абстракции в искусстве происходило неоднократно. Занятия подразумевают две формы – теоретические занятия и практические семинары-дискуссии. Одна из задач курса — дать представления о том, как развивалась культура ХХ столетия и где находятся истоки тех процессов, которые мы наблюдаем в современном искусстве. Рождение абстракции стало той вехой, которая разграничивает развитие европейской и мировой живописи на искусство классическое и искусство современное. В ходе совместных исследований участники спецкурса получат не только представление об одной из линий развития современной культуры, но также обретут навыки анализа неклассического искусства, кросс-дисциплинарных исследований на стыке изобразительного искусства с философией, психологией, общественными науками.

Арабо-мусульманский мир: краткий экскурс
(Международно-политический профиль, 10 класс)

Мурад Салех оглы Садыгзаде

В этом курсе лицеисты познакомятся с историей формирования арабского этноса, с возникновением и распространением ислама, который во многом определил духовный облик и культуру арабов. Помимо истории, мы рассмотрим основные общественно-политические и социально-экономические тренды сегодняшнего развития арабо-мусульманского мира.
Нашим основным подходом к освоению материала станет анализ социально-политических процессов. Особое внимание уделим изучению арабской картины мира и кросс-культурным особенностям, которые будущим арабистам необходимо знать и учитывать в своей практике.

Великие мастера: история искусства в лицах (8, 10, 11 классы)

Анастасия Королева

На курсе мы познакомимся с творчеством великих мастеров мировой художественной культуры и сделаем попытки самостоятельного анализа шедевров мирового изобразительного искусства. Курс о великих мастерах станет прекрасным дополнением к курсу «Всеобщая история искусств» на профиле «Леонардо», существенно расширит горизонты изучения истории искусства, но он также будет интересен всем интересующимся искусством, независимо от выбранного профиля. Такая возможность обеспечивается тем, что каждое занятие рассматривается как самостоятельный эпизод, не требующий обязательного систематического знакомства с историей искусства.

Философские проблемы в анализе текстов и полемике
(8, 10, 11 классы. Рекомендовано для 11 класса)

Курилович Иван Сергеевич

Это будет философское приключение, в котором каждую неделю на полтора часа мы будем погружаться в напряженные проблемы дня сегодняшнего через тексты разных эпох и дискуссии друг с другом. Интеллектуалы, предприниматели и общественные деятели живут в мире смыслов, их пересечения, взаимного обогащения и противостояния, и названные смыслы в своей основе философские: они нуждаются в раскрытии, противопоставлении и развитии, что является комплексным навыком. Академблок предлагается лицеистам, которые хотят определить и поднять свой уровень понимания, поддержки и критики аргументации на базе ключевых философских проблем, классических и современных текстов. Курс не будет посвящен историко-филологическому анализу текста, что является отдельно интересной дисциплиной, как и не будет заменой курса ораторского мастерства. Центром внимания будут идеи, смыслы, проблемы в их философском рассмотрении, и лицеисты смогут сами находить свое место и позицию, целью же преподавателя будет помочь сделать этот выбор квалифицированным, а дискуссию и полемику соответствующей академическим представлениям о конструктивности и корректности.

Мы будем комбинировать несколько вариантов работы. Нас ждут дискуссии о философских проблемах, чтение текстов с коллективным их комментированием, дебаты по отдельным философским проблемам. В конце курса, в зависимости от желаний лицеистов, итоговыми работами будут коллективные исследования с видеопрезентацией результатов в формате видеоблога или коллективное написание обзорной научно-публицистической статьи по проблеме с представлением ее в виде научного доклада. По настроению же мы уподобимся одновременно и искателям жемчуга среди моря идей, и строителям концептуальных воздушных замков.

Основы предпринимательства (8 класс)

Ольга Павловна Гаврилина

Курс посвящён основам предпринимательской деятельности и направлен на развитие предпринимательских способностей учащихся Лицея. Предприниматели — это невероятно активный и креативный класс общества. Именно они рискуют, открывают и развивают все новое, являются настоящими локомотивами экономики. На курсе мы займемся разными аспектами предпринимательства. Будут и юридические основы бизнеса, и тренинги по коммуникациям и продаже, и работа со сметами, и командная работа с действующими предпринимателями-наставниками. Особое внимание мы уделим развитию стратегического мышления, креативности, концепции устойчивого развития.

Пространственное мышление: практическое введение в архитектуру (10, 11 классы)

Егор Алексеевич Белаш

Курс состоит из теоретической части, в которой рассматриваются концепции и понятия современной архитектуры, и практической части, предусматривающей собственно занятия проектированием – созданием схем, макетов, рисунков и 3d-моделей. Главные задачи курса – дать представление о языке пространства и архитектуры как одном из наиболее универсальных средств выражения человеческой мысли, а также научить понимать этот язык и визуализировать собственные идеи в интуитивно понятных формах.

Лицеистам, углубленно изучающим социальные науки, будет интересно узнать, как архитектура укоренена в социальных структурах, культурных паттернах, как много могут рассказать здания, пространства об эпохе и людях, для которых они создавались и создаются. Знания и умения, полученные на курсе, помогут лицеистам как в организации собственных пространств, так и в любой профессиональной сфере – науке, искусстве, бизнесе, менеджменте, поскольку позволят видеть предметы с неожиданных точек зрения и принимать нетривиальные решения.

Социальный проект: от идеи до реализации (8, 10, 11 классы)

Максим Иванович Мозгачёв

Социальные проекты отличаются от бизнес-проектов прежде всего тем, что направлены не на извлечение прибыли, а прежде всего на улучшение жизни людей: решение проблем разных социальных групп, улучшение социальных институтов, гармонизацию общественных отношений. Курс позволит лицеисту сформировать навыки социального проектирования от идеи до воплощения проекта в жизнь. Мы разберемся с этапами и механизмами создания и реализации проекта, научимся анализировать целевую аудиторию, оценивать доступные ресурсы, сопровождать проект в медиа-среде, давать оценку результатам. При условии активной работы в итоге лицеист получит практически готовую заявку для грантовых конкурсов (например, «Большой перемены»).

Искусство видеть: практика творческого рисования (8, 10, 11 классы)

Константин Никитич Васильев

В этом курсе студенты смогут примерить на себя образ «человека Эпохи Возрождения»: творца, сочетающего в себе и искусство, и науку. Курс представляет собой интенсивную программу по укреплению навыков творческой деятельности через инструменты изобразительного искусства. Студенты овладеют основами рисунка с натуры, рисунка по воображению, методологией творческого процесса. Они научатся самостоятельно читать произведения искусства и будут создавать свои собственные проекты для финальной выставки. Сквозь курс будет пропущена нить из философского и психологического объяснения природы творчества и искусства, что позволит студентам глубже понять эти явления и себя.

Legal English (10, 11 классы. Для уровня B2 и выше)

Дарья Дмитриевна Головина

Курс погрузит лицеистов в мир профессионального юридического английского языка. Чтобы быть успешным юристом в современном мире, нужно не только свободно владеть терминологией на родном русском языке, но и на английском. Темами наших обсуждений станут закон, его значение в современном мире, конституции, особенностей разных ветвей и органов власти, права человека, различные направления в работе юриста. Работа будет строиться на примере России, США, Великобритании. Курс будет полезен всем, кто планирует в будущем юридическую карьеру, а также тем, кого увлекают темы политики и права. Рекомендован лицеистам с уровнем английского от В2.

Python Pro (8, 10, 11 классы)

Анна Николаевна Махова

Информационные технологии — одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Ежегодно появляется множество новых вакансий в сфере искусственного интеллекта, анализа данных и многих других. Статистика показывает, что востребованность специалистов в перечисленных сферах будет расти в последующие годы. Python является одним из популярных и быстро развивающихся языков программирования, который используется для разработки десктопных и мобильных приложений, создания сайтов, исследований. При этом он обладает простым синтаксисом и прост в изучении. Поэтому именно этот язык рекомендуется как стартовый в освоении программирования. Курс программирования «Python Pro» позволит учащимся познакомиться с профессиональным языком программирования Python и получить опыт решения задач, относящихся к разным рынкам и сферам IT, начать формировать портфолио разработчика и развивать soft skills.

Право и тайна частной жизни (для юридического профиля, 10 класс)

Мария Александровна Липчанская

Тотальная цифровизация, развитие систем и технологий искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности человека заставляют по-новому относиться к тайне частной жизни. Юристам нового поколения предстоит создать правовое пространство, в котором сбалансированы интересы человека и государства. Для этого необходимо критически осмыслить современные вызовы, определить пределы правового вмешательства в личное пространство человека, оценить успешность сохранения персональных данных и возможность их использования государством и частными корпорациями.

В ходе курса лицеисты смогут порассуждать и высказать свою позицию по сложным вопросам: как соотносятся право на достоинство, честь и деловую репутацию с правом частной жизни? Имеет ли отношение право на неприкосновенность жилища к праву частной жизни? В чем отличие права на личную тайну и права на семейную тайну? Многие вопросы, связанные с тайной частной жизни, сосредоточены в семейных отношениях. Еще больше споров вызывает тайна частной жизни в современном киберпространстве. Вместе с лицеистами мы обсудим эти вопросы и, уверена, сформулируем креативные предложения. Кроме того, мы изучим практику Европейского Суда по правам человека и решения Конституционного Суда Российской Федерации в отношении защиты тайны личной жизни, увидим на сколько разные смыслы вкладываются в это понятие в разных странах.

Международное право: разбор громких кейсов
(Юридический профиль, 11 класс)

Валентина Владимировна Скопинова

На этом курсе лицеисты попробуют себя в роли юристов-международников и изучат наиболее громкие международные судебные разбирательства (кейсы), которые изменили наш мир. Работа с кейсами рассчитана на то, что ученики смогут увидеть за юридическими текстами судьбы настоящих людей, целых народов и государств, а также научатся определять, какие органы и на основании чего вершат эти судьбы. По итогам курса каждому лицеисту выдастся шанс отстоять свою позицию на игровом заседании международного суда.

Когнитивные техники в психологии
(Психологический профиль, 11 класс)

Мария Алексеевна Баева

Изучением проблемы эффективного обучения занимается когнитивная психология, теории и результаты исследований которой легли в основу курса. Курс познакомит лицеистов выпускного класса с теориями эффективного обучения, практическими инструментами для качественной работы с информацией, когнитивными механизмами, стоящими за процессами запоминания и выработки новых навыков. Знания и навыки, полученные в рамках курса, помогут лицеистам в подготовке к экзаменам, обучении в высшем учебном заведении и на протяжении целой жизни, согласованной с принципом непрерывного образования (lifelong learning).

Студия спортивных бальных танцев
(8, 10, 11 классы. Не идёт в зачёт часов академблоков)

Диана Андреевна Хмельницкая

Танцы — это прекрасная возможность раскрепоститься и эмоционально отвлечься после тяжелого учебного дня в обществе близких по духу людей! Занятия спортивными бальными танцами позволят развить координацию, почувствовать своё тело, а регулярная физическая нагрузка поможет зарядиться положительной энергией и повысить уровень эндорфина в крови. Вы научитесь легко и пластично двигаться в ритме музыки, выражать свои чувства и эмоции с помощью движений и танцевальных композиций. На занятиях мы изучим основы латиноамериканской программы (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв) и европейской программы танцев (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп), а также разнообразные современные танцы.


Философия бизнеса (онлайн-курс)

Александра Андреевна Конопляник, Анастасия Валерьевна Авдиева

Интерактивный онлайн-курс «Философия бизнеса» даст возможность участникам заранее подумать над важными концептуальными и этическими проблемами современной бизнес-деятельности и корпоративного мира, с которыми они, с большой вероятностью, столкнутся, в явной или неявной форме, в своей будущей профессиональной деятельности. Курс подготовит участников к осмысленному, ответственному обращению с этими и другими подобными проблемами, вооружив их доступным прикладным философским инструментарием. Курс не ставит задачу дать исчерпывающий обзор всех аспектов темы, но фокусируется на живых, актуальных вопросах и дилеммах, выявленных через личный профессиональный и академический опыт преподавателя-составителя. Подобные «философские» вопросы часто остаются за бортом общих курсов по предпринимательству и менеджменту, что не делает их менее важными и актуальными. Например: Должна ли прибыль являться единственной целью бизнеса? Что такое «социальная лицензия» и за что ее дают? Что я продаю на рынке труда и сколько это стоит? Соцсети — бизнес, медиа или «матрица»? Подходят ли методы управления бизнесом для управления государством? Что такое успех и все ли можно посчитать?

Международная политика: права человека

Станислав Александрович Кожеуров

Международные отношения и политика — это огромный и сложный поток событий. Профессиональные политики умело плывут в этом потоке, порой направляя его течение, а равнодушные обыватели устало отмахиваются от него, пока он не захлестывает их. Задача политологов в том, чтобы уверенно двигаться между этими полюсами: анализировать и понимать — чтобы советовать политикам и дипломатам, говорить и выступать — чтобы объяснять людям, думать и писать — чтобы вносить свой вклад в научное понимание политических процессов.

В рамках данного курса каждый лицеист сможет попробовать себя в роли специалиста по политике и международным отношениям, написав аналитический комментарий и прогноз событий, а также первые самостоятельные исследования международной политики. Материалом для обсуждения и исследования послужат сюжеты, связанные с одной из самых важных и дебатируемых в последние десятилетия проблем — проблемой прав человека. Будут затронуты вопросы справедливой войны и гуманитарной интервенции, сделаны попытки понять, почему государства добровольно ограничивают свой суверенитет, признают юрисдикцию международных судов, зачем настойчиво требуют соблюдения прав человека от других государств. Дать окончательные и бесспорные ответы на все поставленные вопросы, очевидно, не удастся. Но при желании учащийся сможет научиться языку политологии и международных отношений, правилам анализа и исследования политики, а главное, научится лучше понимать тот мир, в котором мы живем.

Международная политика: ближневосточный конфликт

Станислав Александрович Кожеуров

В фокусе нашего внимания будут находится ключевые события арабо-израильского конфликта — создание и раздел подмандатной Палестины, войны и дипломатия Израиля с арабскими государствами, палестинские интифады и мирный процесс с палестинцами. Последовательно рассматривая каждую из этих «точек напряженности», мы постараемся понять, каким образом события, казалось бы, уже очень отдаленного прошлого продолжают жить сегодня, сохраняясь в коллективной памяти, переплетаясь с властными отношениями сегодняшнего дня и вторгаясь в политический процесс, разворачивающийся сегодня. Центральная задача курса состоит, следовательно, в том, чтобы на примере арабо- и палестино-израильского конфликта показать, как политические интересы, отношения власти, конфликты и кооперация опосредуются, а зачастую причудливо преломляются и определяются, идентичностью субъектов, сформированной на основе интерпретаций прошлого.

Участники курса смогут реализовать индивидуальный проект прикладного политологического анализа, выбрав одну из наиболее актуальных проблем ближневосточного конфликта (например, проблемы Иерусалима, поселений, беженцев, границ) и предложить собственную ее интерпретацию в жанре аналитической записки (policy paper).

Литературоведение

Павел Фёдорович Подковыркин

Спецкурс предлагает лицеистам заняться решением реальных литературоведческих задач, в частности, созданием научного комментария к конкретным литературным произведениям. Материалом станут произведения с небольшим по объёму текстом (стихотворение, рассказ и т.д.), который легко прочитать за несколько минут, но непросто прокомментировать. Исследование начинается с самых простых читательских вопросов (например, почему в басне Крылова стрекоза «попрыгунья»? как понимать слова Мандельштама «сегодня можно снять декалькомани»?), однако поиск ответа на такие вопросы ведёт к необходимости анализа и интерпретации произведения, для чего требуется целый арсенал литературоведческих инструментов — понятия и термины стиховедения, поэтики, теории жанров, исследовательские методы различных филологических школ. Лучший способ овладеть инструментом — начать им пользоваться. Работа над комментарием может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом с защитой в конце семестра. Главные цели курса: дать лицеистам возможность убедиться, что литературоведение — наука не менее точная, чем любая другая, а также предоставить шанс попробовать себя в качестве учёных-филологов и сделать выбор будущей профессии.

Введение в профессию «психолог»
(Психологический профиль, 10 класс)

Мария Алексеевна Баева

Курс ориентирован на лицеистов, которые рассматривают психологию в качестве варианта своего профессионального будущего. Слушатели познакомятся с различными отраслями психологии, разберутся, что относится к современной научной психологии, а что является мифами и домыслами, попробуют свои силы в разных аспектах современной (академической, прикладной, практической) психологии в ходе решения кейсов. В качестве итогового задания по курсу лицеистов ожидает построение личной профессиональной перспективы с помощью инструментов и знаний, полученных на занятиях, и при поддержки преподавателей-консультантов. Курс является первым шагом в мир психологии и помогает понять, ради чего и зачем стоит (или не стоит?) становиться психологом.

Страноведение: Китай. Модуль 2. Пространство «Китай»

Учитель Раиса Алексеевна Епихина

В рамках модуля «Пространство «Китай» лицеисты могут ознакомиться с основными географическими особенностями Китая, какие регионы составляют территорию страны. Мы обсудим, чем богата Китайская Народная Республика, какие народы её населяют, где и как они живут. Мы поговорим о региональных особенностях развития страны, о том, какие регионы и провинции стали локомотивом роста Китая и почему. Рассмотрим, что отличает «другие» территории страны — они тоже Китай, но совершенно иной. Они тоже китайцы, немного другие, живущие в отчасти другом мире.

Страноведение: Китай. Модуль 4. Как вести бизнес с Китаем

Дмитрий Анатольевич Саприка

В рамках модуля «Как вести бизнес с Китаем» лицеисты знакомятся со сложной и динамичной картиной развития мировой экономики и вытекающих из нее тенденций развития современного бизнеса. Исходя из этого мы анализируем экономическую ситуацию в России и КНР и определяем перспективные направления бизнеса между партнерами двух стран. Мы проходим по всему алгоритму создания бизнеса — от бизнес-идеи до реализации проекта. Далее на основе практического опыта мы рассматриваем специфику взаимодействия с китайскими партнерами, особенности ведения бизнеса в Китае. Разбившись на группы, лицеисты разрабатывают бизнес-предложения для китайских партнеров и таким образом сдают экзамен по курсу.

Культура англоязычных стран (на английском языке)

Константин Богданович Булиш

Этот курс познакомит лицеистов с увлекательным разнообразием и вместе с тем историческо-культурной общностью главных англоязычных стран. Всего за 400 лет ареал английского языка необыкновенно расширился, от Британских островов до значительных частей большинства обитаемых континентов. Попытаемся понять, почему и как это произошло, разберемся в важнейших аспектах географии и культуры Британии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии Индии и Южной Африки. Обсудим причины, почему эти страны во многом играли и играют ключевую роль в мировой политике и экономике. Курс полностью преподается на английском языке.

Библия как памятник мировой культуры

Сергей Леонидович Цыбульский

Ключом к пониманию Русской и Европейской цивилизации является христианство, которое на протяжении двух тысяч лет влияло и продолжает влиять на культуру многочисленных народов. В основе христианства лежит письменный текст Библии, ориентируясь на который, христианский мир оценивал поступки людей, порождал произведения искусства, выстраивал общественные и государственные институты и даже строил города. Но знание Библии помогает не только лучше понимать людей прошлого, но и глубже чувствовать современную культуру. Поэтому гуманитарное образование немыслимо без знания Библии.

Все молодые люди слышали слова – Рождество, Пасха, Армагеддон, Апокалипсис… но мало кто может объяснить, что это такое на самом деле. Содержание курса дает ответы на эти и многие другие вопросы. По сути он представляет собой культурологический обзор сюжетов Ветхого и Нового Заветов и тех культурных феноменов, которые они породили. Цель курса – помочь лицеистам сформировать целостное представление о Библии и тем самым получить «ключи» для понимания культуры христианского мира.

Курс первого семестра посвящен изучению Ветхого Завета, курс второго семестра – изучению Нового Завета.

Краткая история искусства

Вера Георгиевна Бахчиева

История будет действительно краткая, потому что искусство — это огромный неисчерпаемый мир, который можно изучать и познавать всю жизнь. Мы рассмотрим наиболее важные события из истории искусства в хронологическом порядке, попытаемся разобраться в причинах их появления, логике развития.

Понимания искусства не бывает без «насмотренности», поэтому мы будем всматриваться во множество произведений, сравнивая прошлое и настоящее, вырабатывая вкус и собственные предпочтения. А ещё мы попробуем научиться говорить об искусстве, аргументируя свою позицию не только эмоциональным впечатлением, но и знаниями об эпохе, стилях, направлениях и особенностях художественного языка того или иного художника.

Курс первого семестра посвящен западноевропейскому искусству, курс второго семестра — русскому искусству.

Современные медиа: как создавать и анализировать медийные сообщения

Ирина Сергеевна Душакова

Сегодняшний мир пронизан медиа. Привлечение внимания к самым важным вопросам происходит через придание проблеме гласности. Любой успешный бизнес должен быть представлен в медийном поле и должен выстроить диалог со своей аудиторией по многочисленным каналам. Профессионалы высокого уровня говорят о выстраивании “личного бренда” и т.д. Производство медийного контента уже давно не является прерогативой журналистов – это навык, необходимый каждому. При этом взаимодействие с медийным полем требует понимания механизмов его функционирования, способов выстраивания повестки дня и специфики подачи информации. Являясь не только теми, кто передает медийные сообщения, но и принимает их, мы нуждаемся в медиаграмотности, которая позволит критично воспринимать транслируемую СМИ информацию.

На этом курсе лицеисты смогут разобраться с тем, как необходимо работать с информацией, чтобы предлагаемый ими контент соответствовал внутренним законам медиа, и получить базовые представления о том, как анализировать медийный поток, осознавая самые распространенные техники манипуляции аудиторией.

Основы общей статистики

Станислав Сергеевич Черкасов

В традиционных школьных курсах статистике почти не уделяется внимания. Между тем, если мы хотим не только решать абстрактные текстовые задачи, но и анализировать реалии окружающего мира, статистика необходима.

При переходе от стерильных абстракций к конкретным изменяющимся и колеблющимся данным ученые прибегают к особому математическому и понятийному аппарату статистики – науки, изучающей процессы через их количественные и качественные параметры. В социальных науках, которые вы будете изучать в Лицее более углубленно, чем в обычной школе, такой аппарат незаменим. Экономические, социологические, демографические показатели — это статистика. Например, в актуальной сейчас эпидемиологической повестке невозможно разобраться, не понимая статистики. Она нужна менеджерам и экономистам, предпринимателям и социологам, юристам и политологам, журналистам и психологам — всем, кто должен принимать решения на основе реальных данных.

В рамках данного курса лицеисты познакомятся с основами статистики, узнают о статистических исследованиях и наблюдениях, научатся обрабатывать информацию, интерпретировать ее и отображать в форме, удобной для восприятия. Изучение данного курса будет полезно тем, кто собирается заниматься социальными науками, а также станет отличным подспорьем для прохождения аналогичных курсов в вузах.

Международная торговля: экспортно-импортные сделки

Георгий Ванушевич Симонян

Лицеисты получат возможность на практике изучить модели комплексного сопровождения международной сделки купли-продажи (анализ надежности контрагентов, исследование рынка, составление и согласование торгового контракта, логистическое сопровождение и оптимизация логистической цепочки, привлечение кредитных средств и применение страховых инструментов минимизации риска, маркетинговое сопровождение, налоговая оптимизация, таможенное оформление).
Главной целью обучения является формирование общего понимания международной торговой среды и освоения основных методов совершения коммерческих сделок в ВЭД. Итоговой проверкой успешности освоения курса будет реализация экспортного/импортного контракта. Проектная работа будет проходить в командах по 4-8 человек, по каждому из направлений исследовательской деятельности будут даны взаимосвязанные практические задания, которые в итоге сформируют единый проектный документ.

Деловой протокол и этикет

Светлана Михайловна Балакирева

Знания и уровень владения основными правилами и нормами делового протокола и этикета — важнейшее условие карьерного роста в любой сфере деятельности. Это необходимые атрибуты и рычаги достижения договоренностей, решения спорных вопросов, урегулирования конфликтов с коллегами и партнерами.

Благодаря курсу, лицеисты смогут освоить:
• инструменты вербального и невербального общения,
• принципы делового этикета,
• протокольные нормы, применяемые при организации и проведении деловых встреч и переговоров,
• навыки применения некоторых универсальных и специфических техник с учетом различий культур, религий, традиций потенциальных бизнес-партнеров.

Личная эффективность психолога

Мария Алексеевна Баева

Каждая сфера деятельности психолога требует определенных профессиональных компетенций, но есть то, что является общей, неотъемлемой частью всех отраслей психологии. Это основной инструмент специалиста — его собственная личность. Курс предполагает работу с собственными soft и hard skills. Слушателей ждут тренинги и практико-ориентированные занятия по мотивации, ассертивности, стресс-менеджменту, грамотной рефлексии, принятию ответственности, эффективной коммуникации и другим личностным компетенциям, важным для специалиста.В завершение курса каждый участник проведет swot-анализ собственной личности: выявит свои сильные стороны, зоны роста, возможности и угрозы для себя как для будущего психолога, спроектирует индивидуальный план развития с помощью инструментов и знаний, полученных на занятиях.

Олимпиадные кружки

Русский язык (8, 10, 11 классы)

Матвей Романович Плугарёв

Данный курс поможет лицеистам подготовиться к олимпиадам по русскому языку разных уровней. Подготовка будет происходить с самого базового уровня, чтобы те, кто только знакомится с олимпиадами, могли посещать занятия данного курса. Особенное внимание будет уделяться Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадам «Ломоносов» и «Высшая проба», которые дают самые большие бонусы при поступлении (1 уровень). На занятиях будет происходить повторение и изучение теоретического материала, необходимого для подготовки и написания олимпиадных работ. Также будут обсуждаться самые частые ошибки участников олимпиады, то как их избежать, а также как набирать максимальное количество баллов за задания олимпиадного типа. Осуществляться это будет на примере задач разной структуры и разной степени сложности из олимпиад прошлых лет. Курс подразумевает домашнее задание и самостоятельную работу во время занятий. Однако цель подготовки заключается в успешном написании олимпиад, а не получении каких-либо баллов или оценок.

Хорошие базовые знания и понимание школьной программы русского языка значительно упростят работу с изучаемым материалом. Некоторые моменты школьной программы будут более тщательно и детально разобраны, но тот материал, который будет изучаться на этом курсе, будет выходить за рамки стандартной школьной программы. Приходите и начинайте свой путь в мир олимпиад!

Олимпиадный опыт тренера:
– 2-кратный призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2017, 2018)
– в качестве тренера ездил на подготовительные сборы команды Москвы по русскому языку
– член жюри и апелляционной комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

История (8, 10, 11 классы)

Антон Алексеевич Романов

Курс «Олимпиадная история» готовит заинтересованных лицеистов к школьным олимпиадам по истории: Всероссийской олимпиаде школьников, Олимпиаде школьников РАНХиГС и другим перечневым олимпиадам.

На занятиях мы будем разбирать олимпиадные задания предыдущих лет, тренировать навык написания исторического эссе и учиться выполнять проектное задание.

Если вы любите историю и готовы много трудиться, смело приходите на занятия, они вам помогут поступить в лучшие вузы России!

Олимпиадный опыт тренера:
– призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (2008)
– в качестве педагога подготовил призёра Всероссийской олимпиады по истории (2020) победителей и призёров олимпиады «Ломоносов» по истории и истории российской государственности (2017 – 2020), победителей и призёров олимпиады «Покори Воробьевы горы» по истории (2017 – 2020), победителей и призёров олимпиады «Высшая проба» по истории (2018 – 2020).

Английский язык (8, 10, 11 классы)

Ольга Ивановна Щербинина

Курс «Английский язык: олимпиадный тренинг» состоит из трех блоков, соответствующих различным этапам Всероссийской олимпиады школьников. Блоки расположены по нарастающей сложности: от муниципального до заключительного этапа ВОШ. В рамка курса также будут рассмотрены задания перечневых олимпиад (РАНХиГС, Покори Воробьёвы горы, Высшая проба, Ломоносов). Участники курса научатся выполнять типичные олимпиадные задания, а именно: параллельно работать с визуальной и аудиальной информацией (Integrated Listening and Reading), определять «ловушки» (distractors) в разделах Reading и Listening, слышать различные акценты, распознавать идиомы и коллокации. Каждый блок сопровождается лексическим минимумом уровня С1, который будет активирован в разделах Writing и Speaking. После каждого блока проводится пробник в формате олимпиады, позволяющий оценить степень освоения материала.

Олимпиадный опыт тренера:
– аспирант романо-германского отделения филологического факультета МГУ
– магистр программы «История литературы Западной Европы и Америки»
– в 2017 г. с отличием закончила МГУ им. Ломоносова по направлению Филология
– в 2017 г. стала призёром универсиады «Ломоносов» (Филология. Английская секция)
– в 2013 г. стала призёром олимпиады «Покори Воробьевы горы» и призёром регионального этапа ВОШ

Политология (8, 10, 11 классы)

Артемий Атаманенко

Курс направлен на подготовку к вузовским олимпиадам школьников по политологии. Адресован преимущественно учащимся 10 класса, начинающим углубленное изучение политологии. Программа кружка учитывает содержание основного предметного курса, базируется на нем, существено углубляя и расширяя представления о политических учениях, ключевых концепциях изучения и описания природы власти и государства. На занятиях актуализируются знания в области полититческой истории, права, вводятся понятия политической философии, изучается практика реализации политического знания в гражданском обществе и органах государственной власти.
Формат занятий предполагает активное вовлечение всех участников в обсуждения, ролевые игры и, конечно, разбор олимпиадных заданий.
Олимпиадный опыт тренера:
— Призер Олипиады школьников РАНХиГС по политологии (2018)
— Абсолютный победитель (2020), победитель (2021) универсиады «Ломоносов» по политологии
— Преподаватель кафедры обществознания Ассоциации победителей олимпиад

Финансовая грамотность (8, 10, 11 классы)

Максим Иванович Мозгачёв

Олимпиадный кружок «Финансовая грамотность» готовит заинтересованных лицеистов к олимпиадам по финансовой грамотности: прежде всего к Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг (ФИНАТЛОН), олимпиаде «Высшая проба», Олимпиаде РАНХиГС по финансовой грамотности и к другим перечневым олимпиадам.
На занятиях мы будем осваивать теоретический материал, который не входит в школьную программу по экономике. При этом курс будет практико-ориентированным — мы будем решать задачи и разбирать кейсы различных уровней сложности, а также осваивать методы решения задач на примерах заданий прошлых лет.
Олимпиадный опыт тренера:
– член организационного комитета Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг (ФИНАТЛОН) (2020/2021 и 2021/2022);
– кандидат экономических наук, аттестованный специалист финансового рынка по брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и деятельности форекс-дилера;
– автор курсов по финансовой грамотности с 2010 года.

Главная | О Лицее |Поступающим | Новости | Руководство | Учителя | Учёба | Академблок | Фотогалерея | Вакансии | Вопросы и ответы

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Сайт содержит информацию о Лицее РАНХиГС — структурном подразделении ФГБОУ высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), о деятельности, реализуемых программах и иное.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Для получения более подробной информации о РАНХиГС следует обращаться к официальному сайту РАНХиГС www.ranepa.ru.
Лицей РАНХиГС оставляет за собой право в любое время без специального уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо любым иным способом обновлять информацию, размещенную во всех разделах данного сайта.