Концепция Академблока в вопросах и ответах

Что такое Академический блок?

Это система дополнительного образования лицеистов, которая состоит из множества курсов, необходимую часть которых выбирает для себя каждый учащийся.

Почему Академический блок так называется?

Это название отражает приверженность Лицея ценностям академического сообщества учёных, исследователей, экспертов, а также подчёркивает связь с «большой» Академией.

Какова главная цель Академического блока?

Дать возможность каждому лицеисту «примерить» на себя образ жизни, свойственный членам академического сообщества: провести свои исследования, попробовать себя в роли докладчика, дискутанта, оппонента, эксперта, рецензента, освоить академический язык и этику.

По какому принципу формируется перечень курсов Академического блока?

В отличие от школьного предмета, дающего представление о науке вообще (обо всех её разделах), каждый курс Академического блока — это поле профессиональных проб, возможность «побыть» политиком и политологом, социологом и урбанистом, литературоведом и литературным критиком, военным историком и экономистом, правоведом и математиком…

Что даёт Академический блок лицеисту?

  • Понимание того, какие из наук действительно «его», и какую из программ профессионального образования в дальнейшем выбрать.
  • Представление о научной жизни: о решаемых наукой проблемах, научных школах, актуальных дискуссиях в академическом сообществе.
  • Конкурентные преимущества на предметных олимпиадах.
  • Богатейший материал для выполнения творческих заданий на ЕГЭ.
  • Освоение научного языка, научных методов и жанров, а следовательно — получение серьёзных преимуществ при обучении на программах высшего образования.

Что даёт Академический блок родителю?

  • Отсутствие необходимости планировать и логистически выстраивать с ребёнком его дополнительное образование.
  • Качественные курсы высокопрофессиональных преподавателей.
  • Дополнительную уверенность, что выбор программы высшего образования не будет случайным.
  • Дополнительные шансы на высокие результаты ребёнка в олимпиадах, ЕГЭ и творческих экзаменах, а, следовательно, и на бюджетное место в престижном вузе.

Что даёт Академический блок преподавателю?

  • Возможность представить свою науку на любимом материале, продемонстрировать свои профессиональные компетенции на новом для лицеистов уровне специализации.
  • Возможность «заразить» подрастающее поколение тем, что любишь сам.
  • Возможность взаимодействия с учащимися в свободном творческом формате.

Что даёт Академический блок Лицею?

  • Дополнительную привлекательность лицейского образования.
  • Высокий уровень образования и конкурентоспособности выпускников.
  • Сферу педагогической кооперации и профессионального роста учителей.

Что даёт Академический блок Академии?

  • Возможность растить в Лицее свою будущую интеллектуальную элиту.
  • Собственную педагогическую лабораторию, возможность участвовать в процессе совершенствования российского школьного образования.
  • Возможность транслировать модель предуниверситетского образования в свои региональные филиалы.

Как организован Академический блок?

Объём Академического блока у каждого лицеиста за двухгодичный период обучения составляет 300 часов. Один из курсов Академического блока — «Теория познания» — обязателен для всех лицеистов. Его объём 105 часов. Остальные курсы выбираются в начале каждого семестра из избыточного списка. Объём каждого курса по выбору учащегося 30 часов. Реализуются эти курсы в течение одного семестра. Исключение составляет курс TED-L, рассчитанный на 60 часов и два семестра. Учащийся может сохранять в своём учебном плане понравившийся курс более одного семестра, если контент учебных задач в этом курсе меняется от семестра к семестру. Минимальное количество курсов по выбору в год — три. Максимальное количество курсов по выбору в семестр — два. То есть если учащийся три семестра изучает по два курса по выбору, то четвёртый семестр он может высвободить для подготовки к итоговой аттестации.

Существуют ли аттестационные испытания в Академическом блоке?

Обязательному оцениванию подлежат образовательные результаты по курсу «Теория познания». Аттестация проходит в конце первого и в конце второго года обучения в форме итоговых письменных работ.

В рамках любого курса Академического блока учащийся должен выполнить и защитить в присутствии комиссии и сокурсников как минимум одно самостоятельное исследование за два года обучения. По итогам защиты в аттестат выставляется оценка по четырёхуровневой системе за индивидуальный исследовательский проект с указанием темы. Если защищенных проектов у учащегося несколько, то в аттестат выставляются оценки за проекты, указанные в его личном заявлении. Курс Академического блока для выполнения исследования и семестр для защиты учащийся выбирает самостоятельно. Лицей создаёт условия для защит проектов в конце каждого семестра.

Аннотации к курсам Академблока

Философия бизнеса

Учителя: Александра Андреевна Конопляник, Анастасия Валерьевна Авдиева

Интерактивный курс «Философия бизнеса» даст возможность участникам заранее подумать над важными концептуальными и этическими проблемами современной бизнес-деятельности и корпоративного мира, с которыми они, с большой вероятностью, столкнутся, в явной или неявной форме, в своей будущей профессиональной деятельности. Курс подготовит участников к осмысленному, ответственному обращению с этими и другими подобными проблемами, вооружив их доступным прикладным философским инструментарием. Курс не ставит задачу дать исчерпывающий обзор всех аспектов темы, но фокусируется на живых, актуальных вопросах и дилеммах, выявленных через личный профессиональный и академический опыт преподавателя-составителя. Подобные «философские» вопросы часто остаются за бортом общих курсов по предпринимательству и менеджменту, что не делает их менее важными и актуальными. Например: Должна ли прибыль являться единственной целью бизнеса? Что такое «социальная лицензия» и за что ее дают? Что я продаю на рынке труда и сколько это стоит? Соцсети — бизнес, медиа или «матрица»? Подходят ли методы управления бизнесом для управления государством? Что такое успех и все ли можно посчитать?

Международное право: разбор громких кейсов

Учитель Янускина Валентина Владимировна

На этом курсе лицеисты попробуют себя в роли юристов-международников и изучат наиболее громкие международные судебные разбирательства (кейсы), которые изменили наш мир. Работа с кейсами рассчитана на то, что ученики смогут увидеть за юридическими текстами судьбы настоящих людей, целых народов и государств, а также научатся определять, какие органы и на основании чего вершат эти судьбы. По итогам курса каждому лицеисту выдастся шанс отстоять свою позицию на игровом заседании международного суда.

Международное право: новые и перспективные отрасли

Учитель Янускина Валентина Владимировна

НЭтот курс рассчитан на всех тех, кто хочет получить представление о мировых трендах в области международного права и международных отношений. Бурное развитие различных сфер жизни общества, глобализация и мультикультурализм – все эти тенденции приводят к тому, что с невероятной скоростью меняется и международное право. На курсе лицеисты подробно узнают, какие возникают новые отрасли международного права, в которых можно обрести свою профессию и реализовать себя.

Культура англоязычных стран

Учитель Константин Богданович Булиш

Этот курс познакомит лицеистов с увлекательным разнообразием и вместе с тем историческо-культурной общностью главных англоязычных стран. Всего за 400 лет ареал английского языка необыкновенно расширился, от Британских островов до значительных частей большинства обитаемых континентов. Попытаемся понять, почему и как это произошло, разберемся в важнейших аспектах географии и культуры Британии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии Индии и Южной Африки. Обсудим причины, почему эти страны во многом играли и играют ключевую роль в мировой политике и экономике. Курс полностью преподается на английском языке.

Основы бизнес-планирования

Учитель Ольга Павловна Гаврилина

Курс «Основы бизнес-планирования» позволит лицеистам пройти начальные этапы построения бизнеса от возникновения идеи и формирования команды до написания бизнес-плана и презентации его перед инвесторами (жюри). Он представляет собой не просто представляемый на бумаге план, а креативную симуляционную методику с использованием пластилина и игрушечных производственных мощностей. Курс включает в себя основы таких дисциплин, как маркетинг, управление персоналом и финансовое планирование. Основным результатом работы является оформление бизнес-идеи в бизнес-план и его презентация инвесторам-практикам бизнеса.

Социальное видео

Учитель Юлия Владимировна Сапонова

Этот курс рассчитан на тех студентов, кто хочет научиться грамотно и творчески менять мир к лучшему. Мы познакомимся с профессионалами в сфере кино и благотворительности и научимся у них снимать социальные ролики. Для того, чтобы сделать ролики, которые затронут чувства зрителей, придется многому научиться. В первую очередь, мы познакомимся с разными благотворительными организациями, узнаем, как и кому они помогают. Узнаем их основные задачи и потребности в создании видеоролика. Для написания сценария нам придется узнать азы сценарного мастерства как в рекламе, так и в любом виде сторителлинга. Для выбранных фондов студенты устроят презентации своих роликов. Заключительным этапом станут сами съемки и монтаж роликов. А целью и результатом курса станут показы на ведущих фестивалях социальной рекламы и раскрутка роликов в Интернете.

TED-Lyceum

Учитель Ольга Валерьевна Редько

Для лицеистов, выбирающих свое профессиональное будущее в сфере научной и общественной деятельности, крайне важно овладеть мастерством убеждения, искусством презентации и коммуникации в целом.

Будущий учёный или общественный деятель должен осознать, что по-настоящему увлечь может только личность говорящего, а красноречие само по себе не приводит к выдающимся результатам. Поэтому курс преследует две глобальных цели. Первая — практическое (на анализе примеров) убеждение учащегося в том, что залогом всякого успешного проекта в современном мире является личность его создателя. Результатом движения к этой цели станет нахождение каждым учащимся с преподавателем «своей» темы и своей подачи, с которыми он может быть интересен и полезен большой аудитории. Вторая, не менее важная, цель курса — это техническое оснащение оратора. Как выстроить выступление? Как говорить правильно? Как удерживать внимание публики? Как добиться от неё нужных эмоций? Как реагировать на неожиданные ситуации в общении с публикой?

Работа с TED-форматом позволит освоить эти навыки в форме, привычной для выросшего в цифровом мире подростка, опираясь на опыт самых успешных ораторов современности.

Социологические исследования: теории и практики

Учителя: Анастасия Сергеевна Астахова, Сергей Владимирович Дубровский

Вместе с лицеистами мы проведем настоящее социологическое исследование.
Обучающиеся смогут самостоятельно выбрать формат итоговой работы в зависимости от собственных увлечений:
1. Создать собственную теоретическую концептуализацию и написать статью
2. Провести собственное эмпирическое исследование
В рамках курса Социологические исследования: теории и практики у учащихся будет возможность окунуться в полноценную исследовательскую жизнь. Лицеисты научатся читать социологические и философские тексты, вести включенное наблюдение, проводить глубинное интервью и фокус-группы, работать с данными, писать исследовательские работы и презентовать их. Курс направлен на выработку у слушателей социологического мышления, вкуса, интереса и внимания к научным проблемам, навыкам индивидуальной и коллективной исследовательской работы.

Лаборатория литературоведческого анализа и научного комментирования

Учитель Павел Фёдорович Подковыркин

Спецкурс предлагает лицеистам заняться решением реальных литературоведческих задач, в частности, созданием научного комментария к конкретным литературным произведениям. Материалом станут произведения с небольшим по объёму текстом (стихотворение, стихотворный цикл, рассказ, и т.д.), который легко прочитать за несколько минут, но непросто прокомментировать. Исследование начинается с самых простых читательских вопросов (например, почему в басне Крылова стрекоза «попрыгунья»? как понимать слова Мандельштама «сегодня можно снять декалькомани»?), однако поиск ответа на такие вопросы ведёт к необходимости анализа и интерпретации произведения, для чего требуется целый арсенал литературоведческих инструментов — понятия и термины стиховедения, поэтики, теории жанров, исследовательские методы различных филологических школ. Лучший способ овладеть инструментом — начать им пользоваться. Работа над комментарием может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом с защитой в конце семестра. Главные цели курса: дать лицеистам возможность убедиться, что литературоведение — наука не менее точная, чем любая другая, а также предоставить шанс попробовать себя в качестве учёных-филологов и сделать выбор будущей профессии.

Источниковедение

Учитель Дмитрий Владимирович Зайцев

Программа курса нацелена на ознакомление лицеистов со спецификой работы учёного-историка, а также на расширение и углубление их знаний об исторической науке. Курс включает в себя три части. Вводные занятия призваны сформировать у лицеистов понимание содержания, методов и понятий источниковедения. Вторая часть курса нацелена на работу с источниками по истории Древней Руси, в том числе летописями, законодательными актами, литературными произведениями. Третья часть сконцентрируется на источниках по истории России нового времени. Завершаться курс будет защитой индивидуального проекта. Курс будет включать в себя в равных пропорциях лекционные занятия и практическую работу с источниками по истории России. Таким образом, лицеисты не только получат навыки работы с разными видами исторических источников, но и значительно углубят свои знания по истории России в эпоху Средневековья и Нового времени.

Международная политика: права человека

Учитель Станислав Александрович Кожеуров

Международные отношения и политика — это огромный и сложный поток событий. Профессиональные политики умело плывут в этом потоке, порой направляя его течение, а равнодушные обыватели устало отмахиваются от него, пока он не захлестывает их. Задача политологов в том, чтобы уверенно двигаться между этими полюсами: анализировать и понимать — чтобы советовать политикам и дипломатам, говорить и выступать — чтобы объяснять людям, думать и писать — чтобы вносить свой вклад в научное понимание политических процессов.

В рамках данного курса каждый лицеист сможет попробовать себя в роли специалиста по политике и международным отношениям, написав аналитический комментарий и прогноз событий, а также первые самостоятельные исследования международной политики. Материалом для обсуждения и исследования послужат сюжеты, связанные с одной из самых важных и дебатируемых в последние десятилетия проблем — проблемой прав человека. Будут затронуты вопросы справедливой войны и гуманитарной интервенции, сделаны попытки понять, почему государства добровольно ограничивают свой суверенитет, признают юрисдикцию международных судов, зачем настойчиво требуют соблюдения прав человека от других государств. Дать окончательные и бесспорные ответы на все поставленные вопросы, очевидно, не удастся. Но при желании учащийся сможет научиться языку политологии и международных отношений, правилам анализа и исследования политики, а главное, научится лучше понимать тот мир, в котором мы живем.

Международная политика: ближневосточный конфликт

Учитель Станислав Александрович Кожеуров

В фокусе нашего внимания будут находится ключевые события арабо-израильского конфликта — создание и раздел подмандатной Палестины, войны и дипломатия Израиля с арабскими государствами, палестинские интифады и мирный процесс с палестинцами. Последовательно рассматривая каждую из этих «точек напряженности», мы постараемся понять, каким образом события, казалось бы, уже очень отдаленного прошлого продолжают жить сегодня, сохраняясь в коллективной памяти, переплетаясь с властными отношениями сегодняшнего дня и вторгаясь в политический процесс, разворачивающийся сегодня. Центральная задача курса состоит, следовательно, в том, чтобы на примере арабо- и палестино-израильского конфликта показать, как политические интересы, отношения власти, конфликты и кооперация опосредуются, а зачастую причудливо преломляются и определяются, идентичностью субъектов, сформированной на основе интерпретаций прошлого.

Участники курса смогут реализовать индивидуальный проект прикладного политологического анализа, выбрав одну из наиболее актуальных проблем ближневосточного конфликта (например, проблемы Иерусалима, поселений, беженцев, границ) и предложить собственную ее интерпретацию в жанре аналитической записки (policy paper).

Правовой практикум: введение в право на английском

Учитель Софья Николаевна Мореева

Курс «Правовой практикум: введение в право на английском» предлагается учащимся 11 класса, уже определившимся с профессиональным выбором и планирующим поступать на программы направления «Юриспруденция». Лицеисты познакомятся с базовой юридической терминологией на английском языке на основе адаптированных образовательных текстов и выдержек из аутентичных художественных источников. На спецкурсе они закрепят теоретические знания о правовых структурах и институтах, полученные в рамках изучения учебного предмета «Право», познакомятся с аналогичными конструкциями Великобритании и США, разовьют навыки деловой коммуникации.

Правовой практикум: анализ проблемных ситуаций

Учитель Софья Николаевна Мореева

Курс «Правовой практикум: анализ проблемных ситуаций» предлагается учащимся 11 класса, уже определившимся с профессиональным выбором и планирующим поступать на программы направления «Юриспруденция», а также для учащихся, интересующихся правовыми дисциплинами, но не до конца представляющих себе практические аспекты реализации правовых норм и особенности профессиональной деятельности представителей юридических специальностей. Главная цель — увидеть, как правовые нормы работают в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому занятия будут построены на основе реальных практических кейсов из российской (и не только) правовой действительности. Базовый материал составят решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Европейского суда по правам человека. Изучая основные и сопутствующие материалы, лицеисты смогут проследить развитие проблемы от ее зарождения до воплощения в конкретном судебном решении.

Стиль и дизайн. История

Учитель Наталья Анатольевна Михайловская

В современном мире визуализация — неотъемлемый элемент подачи информации. Как делать это эффективно и стильно — вопрос, актуальный сегодня для всех сфер деятельности. Удачный дизайн изделия, рекламного плаката, презентации, рабочего пространства — залог успеха любого проекта.

Курс «Стиль и дизайн» посвящен рождению и развитию дизайна на фоне истории мирового искусства. Мы попытаемся понять, как искусство определило прототипы дизайна, его стилевые вариации. Нашими основными объектами исследования станут архитектура и градостроительство, ландшафтный дизайн, интерьер и мебель, мода и представление об идеальной внешности, характерное для разных времен. Основное внимание будет уделено дизайну 20 и 21 веков, который определяет наше современное пространство. Занятия будут построены на сочетании теоретической и практической деятельности. По мере знакомства с разнообразными художественными стилями, мы будем искать гармонию и «поверять ее алгеброй»: анализировать элементы, давать им историческую и эстетическую оценку, импровизировать. Это изучение будет сопровождаться индивидуальными или групповыми проектными работами в области теоретического исследования той или иной дизайнерской идеи, или практической работы, когда на основе изученного материалы, ученики создают свой проект развития, усовершенствования или адаптации дизайнерских работ в современных условиях.

Современное искусство

Учитель Наталья Анатольевна Михайловская

Современное искусство — самое загадочное явление в художественной жизни, более того, оно чаще всего вызывает отторжение у множества людей, которые, привыкнув к классическому пониманию шедевра, отказываются признавать за сегодняшними творениями право называться искусством. Начиная со второй половины 19 века, когда художники, в насмешку названные импрессионистами, то есть «впечатленцами», совершили революцию в форме и содержании искусства, появляется особое понятие «modern art». Это может показаться странным, потому что в свое время и барокко, и классицизм, и романтизм были новыми и современными. Но разница в том, что импрессионисты впервые разорвали традицию художественной преемственности, с одной стороны, и нарратива, с другой, создав произведения по совершенно новым законам, исходя из понимания научного прогресса, технологии, а также внутренней логики развития творчества. С тех пор изобразительное пространство подчиненно законам вихревого движения, стремясь идти в ногу с развитием общества. Многочисленные стилевые направления, или «измы» сменяют один другого, принося новые открытия и вызывая недоумения непоспевающего за ними зрителя.

Наша задача состоит в том, чтобы постигнуть логику этого развития, осознать разницу между различными направления, увидеть их достоинства и оценить значимость. На наших занятиях, сопровождающихся показом большого количества изображений, мы будем учиться рассматривать произведения искусства, анализировать их, постигать их сущность. Возможно, полученные навыки и умения помогут учащимся в дальнейшем не только уверенно читать визуальные тексты на всевозможных выставках, но и вызовут желание самим окунуться в мир актуального творчества.

Страноведение: Китай. Модуль 1. Кто такие китайцы? Социокультурные традиции Китая

Учитель Елизавета Витальевна Волчкова

Столкнувшись с Востоком — в музее, путешествии, в кино и литературе, в рабочем процессе, за столом переговоров и в дружеском общении — мы часто понимаем, что нам не хватает социокультурного контекста для того, чтобы правильно оценить этот опыт. Как отличить хорошую китайскую картину от плохой? Чем Север Китая отличается от Юга? На какую систему социальных приоритетов ориентируются китайцы, и почему эта система непохожа на нашу? Что стоит за фасадом «китайских церемоний» в общении, и где грань между этикетом и искренностью? Что, наконец, делает китайца китайцем?

Настоящий курс представляет возможность познакомиться с некоторыми универсальными категориями, которые лежат в основе китайской культуры и организуют дальневосточную картину мира. Мы поговорим о том, как, с точки зрения китайской традиционной мысли, устроено мироздание и какими законами оно управляется; как китайская мысль трактовала категории времени и пространства. Мы поговорим о важности истории и письменного текста в дальневосточной традиции, и о том, как это влияло и до сих пор влияет на структуру интеллектуального творчества. Мы поговорим о природе власти в китайской традиции и о механизмах взаимоотношений между государством и обществом, между начальником и подчиненным. Мы поговорим об особенностях национальной психологии и порядке взаимодействия в китайской семье и обществе. И, в заключении, мы обсудим систему символов и образов, дающую ключ для восприятия китайской визуальной культуры — от высокой живописной традиции до популярных благопожелательных картинок, от авторского кинематографа до политических плакатов и рекламных изображений.

Страноведение: Китай. Модуль 2. Пространство «Китай»

Учитель Раиса Алексеевна Епихина

В рамках модуля «Пространство «Китай» лицеисты могут ознакомиться с основными географическими особенностями Китая, какие регионы составляют территорию страны. Мы обсудим, чем богата Китайская Народная Республика, какие народы её населяют, где и как они живут. Мы поговорим о региональных особенностях развития страны, о том, какие регионы и провинции стали локомотивом роста Китая и почему. Рассмотрим, что отличает «другие» территории страны — они тоже Китай, но совершенно иной. Они тоже китайцы, немного другие, живущие в отчасти другом мире.

Страноведение: Китай. Модуль 3. Как вести бизнес с Китаем

Учитель Дмитрий Анатольевич Саприка

В рамках модуля «Как вести бизнес с Китаем» лицеисты знакомятся со сложной и динамичной картиной развития мировой экономики и вытекающих из нее тенденций развития современного бизнеса. Исходя из этого мы анализируем экономическую ситуацию в России и КНР и определяем перспективные направления бизнеса между партнерами двух стран. Мы проходим по всему алгоритму создания бизнеса — от бизнес-идеи до реализации проекта. Далее на основе практического опыта мы рассматриваем специфику взаимодействия с китайскими партнерами, особенности ведения бизнеса в Китае. Разбившись на группы, лицеисты разрабатывают бизнес-предложения для китайских партнеров и таким образом сдают экзамен по курсу.

Страноведение: Китай. Модуль 4. «Китайское чудо»

Учителя Темур Акмалжонович Умаров, Раиса Алексеевна Епихина

Китай, решая задачи национального возрождения и внутреннего социально-экономического развития, одновременно выходит в центр международной жизни, является одной из ведущих держав современного мира. Очевидно, что власти КНР настроены на успешную реализацию амбициозных внешнеэкономических проектов, среди которых одним из наиболее значимых является инициатива «Одного пояса, одного пути». Пекин всё активнее влияет на ситуацию в мире – его экономический, политический и военный потенциал трансформируются в новую глобальную роль. Для полного понимания того, как Китай видит свое место среди других держав, какой вариант реформы глобального управления предлагает, необходимо представлять наиболее важные аспекты внутриполитического устройства КНР и особенности китайской дипломатии.

Данный курс направлен на ознакомление с ключевыми глобальными инициативами Китая и организацией его внешнеполитического аппарата. Мы сосредоточимся на том, как Китай взаимодействует со своими союзниками, каким образом выстраивает отношения с конкурентами, как использует «мягкую силу» в своих интересах. В ходе изучения курса будут обсуждаться особенности эволюции китайской внешнеполитической доктрины: от идеи мирного сосуществования и уклонения от активного участия во внешних делах до концепции выхода вовне и великого возрождения китайской нации. Мы поговорим о международных организациях, в которых участвует Китай, обсудим их роль и влияние в мире. Также мы сможем понять характер российско-китайского стратегического партнерства и проследить эволюцию отношений между нашими странами. Мы также затронем вопросы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выявим характер существующих разногласий и споров, в которые вовлечен Китай. В заключении мы сможем сделать вывод об устройстве системы управления в Китае, организации процесса принятия решений по вопросам внешней политики, научимся сравнивать и сопоставлять роль Китая в международных делах с характером участия других ведущих стран, сможем выявлять различия и находить сходства. По итогам курса, у всех участников нашего диалога будет целостное представление о значении «подъема Китая», месте Китая в мире, китайских стратегических интересах и мотивах китайской внешней политики.

Страноведение: Китай. Модуль 5. Россия — Азия: Современный бизнес

Учитель Дмитрий Анатольевич Саприка

В рамках курса лицеисты знакомятся с мировыми тенденциями, меняющими форматы современного бизнеса. Вместе мы пытаемся ответить на вопрос: какими чертами должен обладать современный предприниматель, чтобы ответить на вызовы четвертой промышленной революции.
Рассматривается многоуровневая структура мировой экономики. В этом контексте становится ясным место России в международном разделении труда, роль в глобальной экономике азиатских регионов.
Большая часть курса посвящена сущности и особенностям международных проектов — торговых и инвестиционных. На примерах их реализации лицеисты сталкиваются с позитивными и негативными факторами бизнес-среды России и стран Азии, алгоритмом реализации проектов и управления рисками и, конечно, с кросс-культурными проблемами, различиями в деловой этике, разностью менталитетов. Во время обучения слушатели будут знакомиться с опытом успешных компаний, осуществляющих деятельность на зарубежных рынках.
На примере Китая лицеисты смогут вникнуть в проблематику, имеющую базовое практическое значение при ведении бизнеса с зарубежными партнерами: «Поиск перспективных направлений бизнеса», «Разработка инвестиционного проекта», «Поиск инвестора», «Особенности создания совместных предприятий» и т.д.
Международный торговый или инвестиционный проект может стать для лицеистов индивидуальным или групповым исследовательским проектом с защитой в конце семестра.

Теория познания

Учитель Иван Сергеевич Курилович

Курс теории познания поддерживает естественный скептицизм и критицизм учащихся и направляет естественную устремленность на анализ научных и околонаучных сведений, здравого смысла и повседневного опыта. Целью курса является понимание сходств, отличий и закономерностей совместной работы путей познания, областей знания, особенностей человека как познающего субъекта и самого знания одновременно как предмета и результата познания. Внимание на познающего субъекта предполагает развитие у лицеистов умения отличать собственную позицию от общего или частного авторитетного мнения, а мнение от знания, что предполагает не только широкий кругозор и эрудицию, но, прежде всего, интеллектуальную честность и другие этические основания процесса познания. Максимальная задача курса: освоение учащимися разных познавательных стратегий и свободный переход между ними в зависимости от целей и индивидуального стиля мышления того или иного лицеиста, то есть инструментальное применение полученных знаний. Минимальная задача курса: узнавание учащимися основных черт процесса познания и познающего субъекта, путей и областей познания в разнообразном материале, умение их различать, анализировать и оценивать их продуктивность в разных ситуациях.

Международная торговля: экспортно-импортные сделки

Учитель Георгий Ванушевич Симонян

В рамках курса «Международная торговля: экспортно-импортные сделки» лицеисты получат возможность на практике изучить модели комплексного сопровождения международной сделки купли-продажи (анализ надежности контрагентов, исследование рынка, составление и согласование торгового контракта, логистическое сопровождение и оптимизация логистической цепочки, привлечение кредитных средств и применение страховых инструментов минимизации риска, маркетинговое сопровождение, налоговая оптимизация, таможенное оформление).
Главной целью обучения является формирование общего понимания международной торговой среды и освоения основных методов совершения коммерческих сделок в ВЭД. Итоговой проверкой успешности освоения курса будет реализация экспортного/импортного контракта. Проектная работа будет проходить в командах по 4-8 человек, по каждому из направлений исследовательской деятельности будут даны взаимосвязанные практические задания, которые в итоге сформируют единый проектный документ.

Европейский диалог. Модуль 1. Регионоведение

Учителя Василий Михайлович Кулешов, Георгий Андреевич Филатов, Елена Алексеевна Кузьменко, Игорь Вячеславович Голубченко, Хавьер Мансо Вергара, Яна Борисовна Мухина, Давид Красовец, Ольга Валентиновна Жуликова, Валентина Вячеславовна Комлева, Максим Владимирович Буланов

Основная цель: формирование комплексных первичных знаний о Европейском регионе, представлений о проблемах и перспективах сотрудничества России и стран Европы, в частности, Франции и Испании. Лицеисты познакомятся с географией, историей, политикой, экономикой, социальным, культурным развитием Европейского региона, рассмотрят проблемы безопасности и внешней политики. Лицеисты опробуют себя в разных видах деятельности: проектной, переговорной, научно-исследовательской, аналитической и др.; научатся работать с зарубежными базами данных. Связи с Россией, наработанные веками, развиваются, несмотря на санкции. Люди дружат и общаются, несмотря на стереотипы. Понять этот удивительный мир особенностей, деловых и личных отношений россиян, французов, испанцев поможет наша программа «Европейский регион: факторы развития и сотрудничества».

Европейский диалог. Модуль 2. Бюджет и контроль

Учителя Елена Витальевна Бешкинская, Виктория Сергеевна Устенко, Светлана Владимировна Хохлова, Наталья Владимировна Басова

Основными целями данного курса являются следующие: во-первых, в доступной форме дать лицеистам понимание того, как при многообразии бюджетных практик и национальных особенностей финансового контроля формируются траектории их развития, какие технологии контроля и бюджетной политики являются «лучшими практиками» и почему не всем европейским странам удается их реализовать, какие бюджетные ограничения существуют и как они влияют на уровень благосостояния граждан; во-вторых, познакомить лицеистов с некоторыми из экономических профессий.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Сайт содержит информацию о Лицее РАНХиГС — структурном подразделении ФГБОУ высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), о деятельности, реализуемых программах и иное.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Для получения более подробной информации о РАНХиГС следует обращаться к официальному сайту РАНХиГС www.ranepa.ru.
Лицей РАНХиГС оставляет за собой право в любое время без специального уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо любым иным способом обновлять информацию, размещенную во всех разделах данного сайта.