Концепция Академблока в вопросах и ответах

Что такое Академический блок?

Это система дополнительного образования лицеистов, которая состоит из множества курсов, необходимую часть которых выбирает для себя каждый учащийся.

Почему Академический блок так называется?

Это название отражает приверженность Лицея ценностям академического сообщества учёных, исследователей, экспертов, а также подчёркивает связь с «большой» Академией.

Какова главная цель Академического блока?

Дать возможность каждому лицеисту «примерить» на себя образ жизни, свойственный членам академического сообщества: провести свои исследования, попробовать себя в роли докладчика, дискутанта, оппонента, эксперта, рецензента, освоить академический язык и этику.

По какому принципу формируется перечень курсов Академического блока?

В отличие от школьного предмета, дающего представление о науке вообще (обо всех её разделах), каждый курс Академического блока — это поле профессиональных проб, возможность «побыть» политиком и политологом, социологом и урбанистом, литературоведом и литературным критиком, военным историком и экономистом, правоведом и математиком…

Что даёт Академический блок лицеисту?

  • Понимание того, какие из наук действительно «его», и какую из программ профессионального образования в дальнейшем выбрать.
  • Представление о научной жизни: о решаемых наукой проблемах, научных школах, актуальных дискуссиях в академическом сообществе.
  • Конкурентные преимущества на предметных олимпиадах.
  • Богатейший материал для выполнения творческих заданий на ЕГЭ.
  • Освоение научного языка, научных методов и жанров, а следовательно — получение серьёзных преимуществ при обучении на программах высшего образования.

Что даёт Академический блок родителю?

  • Отсутствие необходимости планировать и логистически выстраивать с ребёнком его дополнительное образование.
  • Качественные курсы высокопрофессиональных преподавателей.
  • Дополнительную уверенность, что выбор программы высшего образования не будет случайным.
  • Дополнительные шансы на высокие результаты ребёнка в олимпиадах, ЕГЭ и творческих экзаменах, а, следовательно, и на бюджетное место в престижном вузе.

Что даёт Академический блок преподавателю?

  • Возможность представить свою науку на любимом материале, продемонстрировать свои профессиональные компетенции на новом для лицеистов уровне специализации.
  • Возможность «заразить» подрастающее поколение тем, что любишь сам.
  • Возможность взаимодействия с учащимися в свободном творческом формате.

Что даёт Академический блок Лицею?

  • Дополнительную привлекательность лицейского образования.
  • Высокий уровень образования и конкурентоспособности выпускников.
  • Сферу педагогической кооперации и профессионального роста учителей.

Что даёт Академический блок Академии?

  • Возможность растить в Лицее свою будущую интеллектуальную элиту.
  • Собственную педагогическую лабораторию, возможность участвовать в процессе совершенствования российского школьного образования.
  • Возможность транслировать модель предуниверситетского образования в свои региональные филиалы.

Как организован Академический блок?

Объём Академического блока у каждого лицеиста за двухгодичный период обучения составляет 300 часов. Один из курсов Академического блока — «Теория познания» — обязателен для всех лицеистов. Его объём 60 часов. Остальные курсы выбираются в начале каждого семестра из избыточного списка. Объём каждого курса по выбору учащегося 30 часов. Реализуются эти курсы в течение одного семестра. Учащийся может сохранять в своём учебном плане понравившийся курс более одного семестра, если контент учебных задач в этом курсе меняется от семестра к семестру.

Существуют ли аттестационные испытания в Академическом блоке?

В рамках любого курса Академического блока учащийся должен выполнить и защитить в присутствии комиссии и сокурсников как минимум одно самостоятельное исследование за два года обучения. По итогам защиты в аттестат выставляется оценка по четырёхуровневой системе за индивидуальный исследовательский проект с указанием темы. Если защищенных проектов у учащегося несколько, то в аттестат выставляются оценки за проекты, указанные в его личном заявлении. Курс Академического блока для выполнения исследования и семестр для защиты учащийся выбирает самостоятельно. Лицей создаёт условия для защит проектов в конце каждого семестра.

Аннотации к курсам Академблока

Внимание! Программы, выделенные серым цветом шрифта, не реализуются в текущем семестре.

Теория познания

Учитель Иван Сергеевич Курилович

Курс теории познания поддерживает естественный скептицизм и критицизм учащихся и направляет естественную устремленность на анализ научных и околонаучных сведений, здравого смысла и повседневного опыта. Целью курса является понимание сходств, отличий и закономерностей совместной работы путей познания, областей знания, особенностей человека как познающего субъекта и самого знания одновременно как предмета и результата познания. Внимание на познающего субъекта предполагает развитие у лицеистов умения отличать собственную позицию от общего или частного авторитетного мнения, а мнение от знания, что предполагает не только широкий кругозор и эрудицию, но, прежде всего, интеллектуальную честность и другие этические основания процесса познания. Максимальная задача курса: освоение учащимися разных познавательных стратегий и свободный переход между ними в зависимости от целей и индивидуального стиля мышления того или иного лицеиста, то есть инструментальное применение полученных знаний. Минимальная задача курса: узнавание учащимися основных черт процесса познания и познающего субъекта, путей и областей познания в разнообразном материале, умение их различать, анализировать и оценивать их продуктивность в разных ситуациях.

Философия бизнеса (онлайн-курс)

Учителя: Александра Андреевна Конопляник, Анастасия Валерьевна Авдиева

Интерактивный онлайн-курс «Философия бизнеса» даст возможность участникам заранее подумать над важными концептуальными и этическими проблемами современной бизнес-деятельности и корпоративного мира, с которыми они, с большой вероятностью, столкнутся, в явной или неявной форме, в своей будущей профессиональной деятельности. Курс подготовит участников к осмысленному, ответственному обращению с этими и другими подобными проблемами, вооружив их доступным прикладным философским инструментарием. Курс не ставит задачу дать исчерпывающий обзор всех аспектов темы, но фокусируется на живых, актуальных вопросах и дилеммах, выявленных через личный профессиональный и академический опыт преподавателя-составителя. Подобные «философские» вопросы часто остаются за бортом общих курсов по предпринимательству и менеджменту, что не делает их менее важными и актуальными. Например: Должна ли прибыль являться единственной целью бизнеса? Что такое «социальная лицензия» и за что ее дают? Что я продаю на рынке труда и сколько это стоит? Соцсети — бизнес, медиа или «матрица»? Подходят ли методы управления бизнесом для управления государством? Что такое успех и все ли можно посчитать?

Международное право: разбор громких кейсов

Учитель Валентина Владимировна Скопинова

На этом курсе лицеисты попробуют себя в роли юристов-международников и изучат наиболее громкие международные судебные разбирательства (кейсы), которые изменили наш мир. Работа с кейсами рассчитана на то, что ученики смогут увидеть за юридическими текстами судьбы настоящих людей, целых народов и государств, а также научатся определять, какие органы и на основании чего вершат эти судьбы. По итогам курса каждому лицеисту выдастся шанс отстоять свою позицию на игровом заседании международного суда.

Культура англоязычных стран (на английском языке)

Учитель Константин Богданович Булиш

Этот курс познакомит лицеистов с увлекательным разнообразием и вместе с тем историческо-культурной общностью главных англоязычных стран. Всего за 400 лет ареал английского языка необыкновенно расширился, от Британских островов до значительных частей большинства обитаемых континентов. Попытаемся понять, почему и как это произошло, разберемся в важнейших аспектах географии и культуры Британии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии Индии и Южной Африки. Обсудим причины, почему эти страны во многом играли и играют ключевую роль в мировой политике и экономике. Курс полностью преподается на английском языке.

Основы бизнес-планирования

Учитель Ольга Павловна Гаврилина

Курс «Основы бизнес-планирования» позволит лицеистам пройти начальные этапы построения бизнеса от возникновения идеи и формирования команды до написания бизнес-плана и презентации его перед инвесторами (жюри). Он представляет собой не просто представляемый на бумаге план, а креативную симуляционную методику с использованием пластилина и игрушечных производственных мощностей. Курс включает в себя основы таких дисциплин, как маркетинг, управление персоналом и финансовое планирование. Основным результатом работы является оформление бизнес-идеи в бизнес-план и его презентация инвесторам-практикам бизнеса.

TED-Lyceum

Учитель Ольга Валерьевна Редько

Для лицеистов, выбирающих свое профессиональное будущее в сфере научной и общественной деятельности, крайне важно овладеть мастерством убеждения, искусством презентации и коммуникации в целом.

Будущий учёный или общественный деятель должен осознать, что по-настоящему увлечь может только личность говорящего, а красноречие само по себе не приводит к выдающимся результатам. Поэтому курс преследует две глобальных цели. Первая — практическое (на анализе примеров) убеждение учащегося в том, что залогом всякого успешного проекта в современном мире является личность его создателя. Результатом движения к этой цели станет нахождение каждым учащимся с преподавателем «своей» темы и своей подачи, с которыми он может быть интересен и полезен большой аудитории. Вторая, не менее важная, цель курса — это техническое оснащение оратора. Как выстроить выступление? Как говорить правильно? Как удерживать внимание публики? Как добиться от неё нужных эмоций? Как реагировать на неожиданные ситуации в общении с публикой?

Работа с TED-форматом позволит освоить эти навыки в форме, привычной для выросшего в цифровом мире подростка, опираясь на опыт самых успешных ораторов современности.

Социологические исследования: теории и практики

Учителя: Анастасия Сергеевна Астахова, Сергей Владимирович Дубровский

Вместе с лицеистами мы проведем настоящее социологическое исследование.
Обучающиеся смогут самостоятельно выбрать формат итоговой работы в зависимости от собственных увлечений:
1. Создать собственную теоретическую концептуализацию и написать статью
2. Провести собственное эмпирическое исследование
В рамках курса Социологические исследования: теории и практики у учащихся будет возможность окунуться в полноценную исследовательскую жизнь. Лицеисты научатся читать социологические и философские тексты, вести включенное наблюдение, проводить глубинное интервью и фокус-группы, работать с данными, писать исследовательские работы и презентовать их. Курс направлен на выработку у слушателей социологического мышления, вкуса, интереса и внимания к научным проблемам, навыкам индивидуальной и коллективной исследовательской работы.

Лаборатория литературоведческого анализа и научного комментирования

Учитель Павел Фёдорович Подковыркин

Спецкурс предлагает лицеистам заняться решением реальных литературоведческих задач, в частности, созданием научного комментария к конкретным литературным произведениям. Материалом станут произведения с небольшим по объёму текстом (стихотворение, рассказ и т.д.), который легко прочитать за несколько минут, но непросто прокомментировать. Исследование начинается с самых простых читательских вопросов (например, почему в басне Крылова стрекоза «попрыгунья»? как понимать слова Мандельштама «сегодня можно снять декалькомани»?), однако поиск ответа на такие вопросы ведёт к необходимости анализа и интерпретации произведения, для чего требуется целый арсенал литературоведческих инструментов — понятия и термины стиховедения, поэтики, теории жанров, исследовательские методы различных филологических школ. Лучший способ овладеть инструментом — начать им пользоваться. Работа над комментарием может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом с защитой в конце семестра. Главные цели курса: дать лицеистам возможность убедиться, что литературоведение — наука не менее точная, чем любая другая, а также предоставить шанс попробовать себя в качестве учёных-филологов и сделать выбор будущей профессии.

Источниковедение

Учитель Дмитрий Владимирович Зайцев

Программа курса нацелена на ознакомление лицеистов со спецификой работы учёного-историка, а также на расширение и углубление их знаний об исторической науке. Курс включает в себя три части. Вводные занятия призваны сформировать у лицеистов понимание содержания, методов и понятий источниковедения. Вторая часть курса нацелена на работу с источниками по истории Древней Руси, в том числе летописями, законодательными актами, литературными произведениями. Третья часть сконцентрируется на источниках по истории России нового времени. Завершаться курс будет защитой индивидуального проекта. Курс будет включать в себя в равных пропорциях лекционные занятия и практическую работу с источниками по истории России. Таким образом, лицеисты не только получат навыки работы с разными видами исторических источников, но и значительно углубят свои знания по истории России в эпоху Средневековья и Нового времени.

Международная политика: права человека

Учитель Станислав Александрович Кожеуров

Международные отношения и политика — это огромный и сложный поток событий. Профессиональные политики умело плывут в этом потоке, порой направляя его течение, а равнодушные обыватели устало отмахиваются от него, пока он не захлестывает их. Задача политологов в том, чтобы уверенно двигаться между этими полюсами: анализировать и понимать — чтобы советовать политикам и дипломатам, говорить и выступать — чтобы объяснять людям, думать и писать — чтобы вносить свой вклад в научное понимание политических процессов.

В рамках данного курса каждый лицеист сможет попробовать себя в роли специалиста по политике и международным отношениям, написав аналитический комментарий и прогноз событий, а также первые самостоятельные исследования международной политики. Материалом для обсуждения и исследования послужат сюжеты, связанные с одной из самых важных и дебатируемых в последние десятилетия проблем — проблемой прав человека. Будут затронуты вопросы справедливой войны и гуманитарной интервенции, сделаны попытки понять, почему государства добровольно ограничивают свой суверенитет, признают юрисдикцию международных судов, зачем настойчиво требуют соблюдения прав человека от других государств. Дать окончательные и бесспорные ответы на все поставленные вопросы, очевидно, не удастся. Но при желании учащийся сможет научиться языку политологии и международных отношений, правилам анализа и исследования политики, а главное, научится лучше понимать тот мир, в котором мы живем.

Международная политика: ближневосточный конфликт

Учитель Станислав Александрович Кожеуров

В фокусе нашего внимания будут находится ключевые события арабо-израильского конфликта — создание и раздел подмандатной Палестины, войны и дипломатия Израиля с арабскими государствами, палестинские интифады и мирный процесс с палестинцами. Последовательно рассматривая каждую из этих «точек напряженности», мы постараемся понять, каким образом события, казалось бы, уже очень отдаленного прошлого продолжают жить сегодня, сохраняясь в коллективной памяти, переплетаясь с властными отношениями сегодняшнего дня и вторгаясь в политический процесс, разворачивающийся сегодня. Центральная задача курса состоит, следовательно, в том, чтобы на примере арабо- и палестино-израильского конфликта показать, как политические интересы, отношения власти, конфликты и кооперация опосредуются, а зачастую причудливо преломляются и определяются, идентичностью субъектов, сформированной на основе интерпретаций прошлого.

Участники курса смогут реализовать индивидуальный проект прикладного политологического анализа, выбрав одну из наиболее актуальных проблем ближневосточного конфликта (например, проблемы Иерусалима, поселений, беженцев, границ) и предложить собственную ее интерпретацию в жанре аналитической записки (policy paper).

Стиль и дизайн. История

Учитель Наталья Анатольевна Михайловская

В современном мире визуализация — неотъемлемый элемент подачи информации. Как делать это эффективно и стильно — вопрос, актуальный сегодня для всех сфер деятельности. Удачный дизайн изделия, рекламного плаката, презентации, рабочего пространства — залог успеха любого проекта.

Курс «Стиль и дизайн» посвящен рождению и развитию дизайна на фоне истории мирового искусства. Мы попытаемся понять, как искусство определило прототипы дизайна, его стилевые вариации. Нашими основными объектами исследования станут архитектура и градостроительство, ландшафтный дизайн, интерьер и мебель, мода и представление об идеальной внешности, характерное для разных времен. Основное внимание будет уделено дизайну 20 и 21 веков, который определяет наше современное пространство. Занятия будут построены на сочетании теоретической и практической деятельности. По мере знакомства с разнообразными художественными стилями, мы будем искать гармонию и «поверять ее алгеброй»: анализировать элементы, давать им историческую и эстетическую оценку, импровизировать. Это изучение будет сопровождаться индивидуальными или групповыми проектными работами в области теоретического исследования той или иной дизайнерской идеи, или практической работы, когда на основе изученного материалы, ученики создают свой проект развития, усовершенствования или адаптации дизайнерских работ в современных условиях.

Современное искусство

Учитель Наталья Анатольевна Михайловская

Современное искусство — самое загадочное явление в художественной жизни, более того, оно чаще всего вызывает отторжение у множества людей, которые, привыкнув к классическому пониманию шедевра, отказываются признавать за сегодняшними творениями право называться искусством. Начиная со второй половины 19 века, когда художники, в насмешку названные импрессионистами, то есть «впечатленцами», совершили революцию в форме и содержании искусства, появляется особое понятие «modern art». Это может показаться странным, потому что в свое время и барокко, и классицизм, и романтизм были новыми и современными. Но разница в том, что импрессионисты впервые разорвали традицию художественной преемственности, с одной стороны, и нарратива, с другой, создав произведения по совершенно новым законам, исходя из понимания научного прогресса, технологии, а также внутренней логики развития творчества. С тех пор изобразительное пространство подчиненно законам вихревого движения, стремясь идти в ногу с развитием общества. Многочисленные стилевые направления, или «измы» сменяют один другого, принося новые открытия и вызывая недоумения непоспевающего за ними зрителя.

Наша задача состоит в том, чтобы постигнуть логику этого развития, осознать разницу между различными направления, увидеть их достоинства и оценить значимость. На наших занятиях, сопровождающихся показом большого количества изображений, мы будем учиться рассматривать произведения искусства, анализировать их, постигать их сущность. Возможно, полученные навыки и умения помогут учащимся в дальнейшем не только уверенно читать визуальные тексты на всевозможных выставках, но и вызовут желание самим окунуться в мир актуального творчества.

Финансовая грамотность в цифровом мире

Учитель Максим Иванович Мозгачёв

Интерактивный курс «Финансовая грамотность. Цифровой мир» позволит лицеистам сформировать единство знаний, умений и практических навыков в сфере финансов. Целью курса является помощь в профессиональном самоопределении лицеистов через знакомство с практикой реализации основных финансовых законов, через изучение реального сектора экономики. Работа над решением конкретной финансовой проблемы с использованием изученных финансовых инструментов может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом, который будет защищен в конце учебного года.

Business Studies (на английском языке)

Учитель Елена Георгиевна Заворина

Начни разбираться в бизнесе. В курсе BS (Business Studies) изучаются разные аспекты предпринимательской деятельности от поиска бизнес-идеи и формирования финансовой модели до поиска и выстраивания взаимоотношений с клиентами. Лицеисты получат навыки, необходимые для ведения бизнеса. BS поможет принимать более обоснованные решения в повседневной жизни, лучше понимать разнообразную сферу трудовой деятельности. BS поможет понять, как и почему люди начинают заниматься бизнесом. Методика, используемая в преподавании BS — презентации, групповая работа, независимые проекты и бизнес-моделирование, дает широкие возможности для развития критического мышления, аналитических навыков, самостоятельности, инициативности, способности управлять временными ресурсами и проектами, эффективных навыков письменного и устного общения.

Современные психотехнологии

Учитель Михаил Дмитриевич Кондратьев

Курс «Современные психотехнологии» подойдёт тем, кто хочет использовать классические и современные достижения психологической науки и практики в своей повседневной жизни. Лицеисты познакомятся с различными психологическими приёмами, позволяющими управлять эмоциями и мотивацией, защищаться от манипуляций и производить впечатление в ходе публичных выступлений. У слушателей курса будет возможность не только проанализировать собственное прошлое в поисках объяснений для настоящего, но и наметить (хотя бы пунктиром) перспективу своего будущего. Каждый участник выберет подходящий для себя результат курса, к которому будет двигаться: проведение собственного психологического исследования или тренинга, публичное выступление или создание персонального набора психотехник для достижения успеха.

Страноведение: Китай. Модуль 1. Кто такие китайцы? Социокультурные традиции Китая

Учитель Елизавета Витальевна Волчкова

Столкнувшись с Востоком — в музее, путешествии, в кино и литературе, в рабочем процессе, за столом переговоров и в дружеском общении — мы часто понимаем, что нам не хватает социокультурного контекста для того, чтобы правильно оценить этот опыт. Как отличить хорошую китайскую картину от плохой? Чем Север Китая отличается от Юга? На какую систему социальных приоритетов ориентируются китайцы, и почему эта система непохожа на нашу? Что стоит за фасадом «китайских церемоний» в общении, и где грань между этикетом и искренностью? Что, наконец, делает китайца китайцем?

Настоящий курс представляет возможность познакомиться с некоторыми универсальными категориями, которые лежат в основе китайской культуры и организуют дальневосточную картину мира. Мы поговорим о том, как, с точки зрения китайской традиционной мысли, устроено мироздание и какими законами оно управляется; как китайская мысль трактовала категории времени и пространства. Мы поговорим о важности истории и письменного текста в дальневосточной традиции, и о том, как это влияло и до сих пор влияет на структуру интеллектуального творчества. Мы поговорим о природе власти в китайской традиции и о механизмах взаимоотношений между государством и обществом, между начальником и подчиненным. Мы поговорим об особенностях национальной психологии и порядке взаимодействия в китайской семье и обществе. И, в заключении, мы обсудим систему символов и образов, дающую ключ для восприятия китайской визуальной культуры — от высокой живописной традиции до популярных благопожелательных картинок, от авторского кинематографа до политических плакатов и рекламных изображений.

Страноведение: Китай. Модуль 2. Пространство «Китай»

Учитель Раиса Алексеевна Епихина

В рамках модуля «Пространство «Китай» лицеисты могут ознакомиться с основными географическими особенностями Китая, какие регионы составляют территорию страны. Мы обсудим, чем богата Китайская Народная Республика, какие народы её населяют, где и как они живут. Мы поговорим о региональных особенностях развития страны, о том, какие регионы и провинции стали локомотивом роста Китая и почему. Рассмотрим, что отличает «другие» территории страны — они тоже Китай, но совершенно иной. Они тоже китайцы, немного другие, живущие в отчасти другом мире.

Страноведение: Китай. Модуль 3. Как вести бизнес с Китаем

Учитель Дмитрий Анатольевич Саприка

В рамках модуля «Как вести бизнес с Китаем» лицеисты знакомятся со сложной и динамичной картиной развития мировой экономики и вытекающих из нее тенденций развития современного бизнеса. Исходя из этого мы анализируем экономическую ситуацию в России и КНР и определяем перспективные направления бизнеса между партнерами двух стран. Мы проходим по всему алгоритму создания бизнеса — от бизнес-идеи до реализации проекта. Далее на основе практического опыта мы рассматриваем специфику взаимодействия с китайскими партнерами, особенности ведения бизнеса в Китае. Разбившись на группы, лицеисты разрабатывают бизнес-предложения для китайских партнеров и таким образом сдают экзамен по курсу.

Страноведение: Китай. Модуль 4. «Китайское чудо»

Учитель Темур Акмалжонович Умаров

Китай, решая задачи национального возрождения и внутреннего социально-экономического развития, одновременно выходит в центр международной жизни, является одной из ведущих держав современного мира. Очевидно, что власти КНР настроены на успешную реализацию амбициозных внешнеэкономических проектов, среди которых одним из наиболее значимых является инициатива «Одного пояса, одного пути». Пекин всё активнее влияет на ситуацию в мире – его экономический, политический и военный потенциал трансформируются в новую глобальную роль. Для полного понимания того, как Китай видит свое место среди других держав, какой вариант реформы глобального управления предлагает, необходимо представлять наиболее важные аспекты внутриполитического устройства КНР и особенности китайской дипломатии.

Данный курс направлен на ознакомление с ключевыми глобальными инициативами Китая и организацией его внешнеполитического аппарата. Мы сосредоточимся на том, как Китай взаимодействует со своими союзниками, каким образом выстраивает отношения с конкурентами, как использует «мягкую силу» в своих интересах. В ходе изучения курса будут обсуждаться особенности эволюции китайской внешнеполитической доктрины: от идеи мирного сосуществования и уклонения от активного участия во внешних делах до концепции выхода вовне и великого возрождения китайской нации. Мы поговорим о международных организациях, в которых участвует Китай, обсудим их роль и влияние в мире. Также мы сможем понять характер российско-китайского стратегического партнерства и проследить эволюцию отношений между нашими странами. Мы также затронем вопросы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выявим характер существующих разногласий и споров, в которые вовлечен Китай. В заключении мы сможем сделать вывод об устройстве системы управления в Китае, организации процесса принятия решений по вопросам внешней политики, научимся сравнивать и сопоставлять роль Китая в международных делах с характером участия других ведущих стран, сможем выявлять различия и находить сходства. По итогам курса, у всех участников нашего диалога будет целостное представление о значении «подъема Китая», месте Китая в мире, китайских стратегических интересах и мотивах китайской внешней политики.

Европейский диалог. Модуль 1. Регионоведение

Учителя Татьяна Владимировна Панова (куратор модуля), Василий Михайлович Кулешов, Георгий Андреевич Филатов, Елена Алексеевна Кузьменко, Игорь Вячеславович Голубченко, Хавьер Мансо Вергара, Яна Борисовна Мухина, Давид Красовец, Ольга Валентиновна Жуликова, Максим Владимирович Буланов

Основная цель: формирование комплексных первичных знаний о Европейском регионе, представлений о проблемах и перспективах сотрудничества России и стран Европы, в частности, Франции и Испании. Лицеисты познакомятся с географией, историей, политикой, экономикой, социальным, культурным развитием Европейского региона, рассмотрят проблемы безопасности и внешней политики. Лицеисты опробуют себя в разных видах деятельности: проектной, переговорной, научно-исследовательской, аналитической и др.; научатся работать с зарубежными базами данных. Связи с Россией, наработанные веками, развиваются, несмотря на санкции. Люди дружат и общаются, несмотря на стереотипы. Понять этот удивительный мир особенностей, деловых и личных отношений россиян, французов, испанцев поможет наша программа «Европейский регион: факторы развития и сотрудничества».

Европейский диалог. Модуль 2. Бюджет и контроль

Учителя Виктория Сергеевна Устенко, Светлана Владимировна Хохлова, Наталья Владимировна Басова

Основными целями данного курса являются следующие: во-первых, в доступной форме дать лицеистам понимание того, как при многообразии бюджетных практик и национальных особенностей финансового контроля формируются траектории их развития, какие технологии контроля и бюджетной политики являются «лучшими практиками» и почему не всем европейским странам удается их реализовать, какие бюджетные ограничения существуют и как они влияют на уровень благосостояния граждан; во-вторых, познакомить лицеистов с некоторыми из экономических профессий.

Олимпиадные кружки

Экономика

Тренер Александр Викторович Басов

Курс «Олимпиадная экономика» готовит заинтересованных лицеистов к школьным олимпиадам по экономике: прежде всего к Всероссийской олимпиаде школьников, Олимпиаде школьников РАНХиГС и другим перечневым олимпиадам.

На занятиях происходит обсуждение теоретического материала, но большая часть времени посвящена решению задач и разбору кейсов различного уровня сложности (от простых к сложным), а также освоению методов решения на примерах заданий прошлых лет.

Хотите покорить олимпиадные вершины? Это реально, если вы готовы к трудному, но интересному пути!

Олимпиадный опыт тренера:
– призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике 2017 г.
– призёр олимпиады школьников «Сибириада» по экономике 2017 г.
– призёр Объединенной межвузовской математической олимпиады школьников по математике 2017 г.
– лауреат Всероссийской экономической олимпиады школьников имени Н.Д. Кондратьева 2017 г.

Русский язык

Тренер Матвей Романович Плугарёв

Данный курс поможет лицеистам подготовиться к олимпиадам по русскому языку разных уровней. Подготовка будет происходить с самого базового уровня, чтобы те, кто только знакомится с олимпиадами, могли посещать занятия данного курса. Особенное внимание будет уделяться Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиадам «Ломоносов» и «Высшая проба», которые дают самые большие бонусы при поступлении (1 уровень). На занятиях будет происходить повторение и изучение теоретического материала, необходимого для подготовки и написания олимпиадных работ. Также будут обсуждаться самые частые ошибки участников олимпиады, то как их избежать, а также как набирать максимальное количество баллов за задания олимпиадного типа. Осуществляться это будет на примере задач разной структуры и разной степени сложности из олимпиад прошлых лет. Курс подразумевает домашнее задание и самостоятельную работу во время занятий. Однако цель подготовки заключается в успешном написании олимпиад, а не получении каких-либо баллов или оценок.

Хорошие базовые знания и понимание школьной программы русского языка значительно упростят работу с изучаемым материалом. Некоторые моменты школьной программы будут более тщательно и детально разобраны, но тот материал, который будет изучаться на этом курсе, будет выходить за рамки стандартной школьной программы. Приходите и начинайте свой путь в мир олимпиад!

Олимпиадный опыт тренера:
– 2-кратный призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2017, 2018)
– в качестве тренера ездил на подготовительные сборы команды Москвы по русскому языку
– член жюри и апелляционной комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Право

Тренер Дарья Олеговна Меленчук

Сложная архитектура и железная логика Права завораживает людей со времен Древнего Рима. Жаркие судебные споры, хитроумные решения, стратегии и тактические ходы, просчитанные на несколько шагов вперед – все это Право. Думаете, вы не сможете овладеть этим? Приходите и попробуем доказать обратное! Возможностей для этого в рамках олимпиад по праву вам предоставится множество.

В процессе подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников и к перечневым олимпиадам мы будем знакомиться со сложным и завораживающим миром современного российского и международного права. Боитесь, что это длинные скучные кодексы и статьи? Без них не обойтись, но мы попробуем сделать нашу работу интересной. Как вам освоение принципов правосудия через судебный процесс с настоящим судьей? Или заключение договора купли-продажи, мены и кредита в игре Монополия? Выбор за Вами!

Олимпиадный опыт тренера:
– начальник учебно-методического отдела Института общественных наук
– член оргкомитета Олимпиады школьников РАНХиГС (входит в перечень Олимпиад школьников по всем профилям)
– член оргкомитета регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву.
– соискатель ученой степени кандидата юридических наук Института права и национальной безопасности РАНХиГС
– победитель и призёр региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников по праву и обществознанию (9, 10, 11 класс).
– призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву.

История

Тренер Антон Алексеевич Романов

Курс «Олимпиадная история» готовит заинтересованных лицеистов к школьным олимпиадам по истории: Всероссийской олимпиаде школьников, Олимпиаде школьников РАНХиГС и другим перечневым олимпиадам.

На занятиях мы будем разбирать олимпиадные задания предыдущих лет, тренировать навык написания исторического эссе и учиться выполнять проектное задание.

Если вы любите историю и готовы много трудиться, смело приходите на занятия, они вам помогут поступить в лучшие вузы России!

Олимпиадный опыт тренера:
– призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории (2008)
– в качестве педагога подготовил призёра Всероссийской олимпиады по истории (2020) победителей и призёров олимпиады «Ломоносов» по истории и истории российской государственности (2017 – 2020), победителей и призёров олимпиады «Покори Воробьевы горы» по истории (2017 – 2020), победителей и призёров олимпиады «Высшая проба» по истории (2018 – 2020).

Английский язык

Тренер Ольга Ивановна Щербинина

Курс «Английский язык: олимпиадный тренинг» состоит из трех блоков, соответствующих различным этапам Всероссийской олимпиады школьников. Блоки расположены по нарастающей сложности: от муниципального до заключительного этапа ВОШ. В рамка курса также будут рассмотрены задания перечневых олимпиад (РАНХиГС, Покори Воробьёвы горы, Высшая проба, Ломоносов). Участники курса научатся выполнять типичные олимпиадные задания, а именно: параллельно работать с визуальной и аудиальной информацией (Integrated Listening and Reading), определять «ловушки» (distractors) в разделах Reading и Listening, слышать различные акценты, распознавать идиомы и коллокации. Каждый блок сопровождается лексическим минимумом уровня С1, который будет активирован в разделах Writing и Speaking. После каждого блока проводится пробник в формате олимпиады, позволяющий оценить степень освоения материала.

Олимпиадный опыт тренера:
– аспирант романо-германского отделения филологического факультета МГУ
– магистр программы «История литературы Западной Европы и Америки»
– в 2017 г. с отличием закончила МГУ им. Ломоносова по направлению Филология
– в 2017 г. стала призёром универсиады «Ломоносов» (Филология. Английская секция)
– в 2013 г. стала призёром олимпиады «Покори Воробьевы горы» и призёром регионального этапа ВОШ

Литература

Тренер Надежда Михайловна Гурович

Кружок подготовки к олимпиадам по литературе предполагает знакомство с форматами всех этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также других перечневых олимпиад. Учащиеся получат практические навыки по анализу текста, контекстному анализу классических произведений русской литературы, анализу отдельных произведений конца 20-го-начала 21-го века, которые часто предлагаются для анализа на Всероссийской олимпиаде по литературе. Занятия ориентированы на достижения учениками конкретных образовательных результатов, в соответствии с возможностями и запросами.

Олимпиадный опыт тренера:
– 10 финалистов ВСОШ 2011, 2016, 2017 и 2019
– 4 призёра заключительного этапа ВСОШ
– 4 призёра олимпиады «Ломоносов» по литературе
– 2 призёра олимпиады «Высшая проба» по филологии
– 2 призёра призера олимпиады «Покори Воробьевы Горы» по журналистике

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Сайт содержит информацию о Лицее РАНХиГС — структурном подразделении ФГБОУ высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), о деятельности, реализуемых программах и иное.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Для получения более подробной информации о РАНХиГС следует обращаться к официальному сайту РАНХиГС www.ranepa.ru.
Лицей РАНХиГС оставляет за собой право в любое время без специального уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо любым иным способом обновлять информацию, размещенную во всех разделах данного сайта.