Концепция Академблока в вопросах и ответах

Что такое Академический блок?

Это система дополнительного образования лицеистов, которая состоит из множества курсов, необходимую часть которых выбирает для себя каждый учащийся.

Почему Академический блок так называется?

Это название отражает приверженность Лицея ценностям академического сообщества учёных, исследователей, экспертов, а также подчёркивает связь с «большой» Академией.

Какова главная цель Академического блока?

Дать возможность каждому лицеисту «примерить» на себя образ жизни, свойственный членам академического сообщества: провести свои исследования, попробовать себя в роли докладчика, дискутанта, оппонента, эксперта, рецензента, освоить академический язык и этику.

По какому принципу формируется перечень курсов Академического блока?

В отличие от школьного предмета, дающего представление о науке вообще (обо всех её разделах), каждый курс Академического блока — это поле профессиональных проб, возможность «побыть» политиком и политологом, социологом и урбанистом, литературоведом и литературным критиком, военным историком и экономистом, правоведом и математиком…

Что даёт Академический блок лицеисту?

  • Понимание того, какие из наук действительно «его», и какую из программ профессионального образования в дальнейшем выбрать.
  • Представление о научной жизни: о решаемых наукой проблемах, научных школах, актуальных дискуссиях в академическом сообществе.
  • Конкурентные преимущества на предметных олимпиадах.
  • Богатейший материал для выполнения творческих заданий на ЕГЭ.
  • Освоение научного языка, научных методов и жанров, а следовательно — получение серьёзных преимуществ при обучении на программах высшего образования.

Что даёт Академический блок родителю?

  • Отсутствие необходимости планировать и логистически выстраивать с ребёнком его дополнительное образование.
  • Качественные курсы высокопрофессиональных преподавателей.
  • Дополнительную уверенность, что выбор программы высшего образования не будет случайным.
  • Дополнительные шансы на высокие результаты ребёнка в олимпиадах, ЕГЭ и творческих экзаменах, а, следовательно, и на бюджетное место в престижном вузе.

Что даёт Академический блок преподавателю?

  • Возможность представить свою науку на любимом материале, продемонстрировать свои профессиональные компетенции на новом для лицеистов уровне специализации.
  • Возможность «заразить» подрастающее поколение тем, что любишь сам.
  • Возможность взаимодействия с учащимися в свободном творческом формате.

Что даёт Академический блок Лицею?

  • Дополнительную привлекательность лицейского образования.
  • Высокий уровень образования и конкурентоспособности выпускников.
  • Сферу педагогической кооперации и профессионального роста учителей.

Что даёт Академический блок Академии?

  • Возможность растить в Лицее свою будущую интеллектуальную элиту.
  • Собственную педагогическую лабораторию, возможность участвовать в процессе совершенствования российского школьного образования.
  • Возможность транслировать модель предуниверситетского образования в свои региональные филиалы.

Как организован Академический блок?

Объём Академического блока у каждого лицеиста за двухгодичный период обучения составляет 300 часов. Один из курсов Академического блока — «Теория познания» — обязателен для всех лицеистов. Его объём 105 часов. Остальные курсы выбираются в начале каждого семестра из избыточного списка. Объём каждого курса по выбору учащегося 30 часов. Реализуются эти курсы в течение одного семестра. Исключение составляет курс TED-L, рассчитанный на 60 часов и два семестра. Учащийся может сохранять в своём учебном плане понравившийся курс более одного семестра, если контент учебных задач в этом курсе меняется от семестра к семестру. Минимальное количество курсов по выбору в год — три. Максимальное количество курсов по выбору в семестр — два. То есть если учащийся три семестра изучает по два курса по выбору, то четвёртый семестр он может высвободить для подготовки к итоговой аттестации.

Существуют ли аттестационные испытания в Академическом блоке?

Обязательному оцениванию подлежат образовательные результаты по курсу «Теория познания». Аттестация проходит в конце первого и в конце второго года обучения в форме итоговых письменных работ. Оценивание происходит по четырехуровневой системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

В рамках любого курса Академического блока учащийся должен выполнить и защитить в присутствии комиссии и сокурсников как минимум одно самостоятельное исследование за два года обучения. По итогам защиты в аттестат выставляется оценка по четырёхуровневой системе за индивидуальный исследовательский проект с указанием темы. Если защищенных проектов у учащегося несколько, то в аттестат выставляются оценки за проекты, указанные в его личном заявлении. Курс Академического блока для выполнения исследования и семестр для защиты учащийся выбирает самостоятельно. Лицей создаёт условия для защит проектов в конце каждого семестра.

Аннотации к курсам Академблока

Подходы к решению нестандартных математических задач

Учитель Алёна Эдуардовна Боронина

Программа направлена на развитие логического мышления лицеистов и умения применить математический аппарат к анализу конкретной экономической модели. Постепенное усложнение рассматриваемых в курсе задач даст лицеистам возможность применить на практике весь спектр своих знаний, проявить находчивость и творческий подход, проверить известные им методики расчетов экономической прибыли, доходов и расходов, оценить их достоинства и недостатки, при этом получить математически верное и красивое решение. Одной из задач курса является также развитие математического предчувствия: сталкиваясь с неэффективностью готовых методов решения, лицеисты и учитель курса будут пробовать придумать собственную математическую модель.

Основы бизнес-планирования

Учитель Александр Александрович Кочегаров

Курс «Основы бизнес-планирования» позволит лицеистам на практике пройти начальные этапы построения бизнеса (pre-seed стадию) от возникновения идеи до написания бизнес-плана и презентации его перед инвесторами (жюри). Курс включает в себя основы таких дисциплин, как маркетинг и финансовое планирование и позволяет на основе полученных знаний оформить свою идею в полноценную гипотезу, подлежащую проверке при последующем выводе продукта на рынок. Практическим результатом работы станет оформление бизнес-идеи в бизнес-план и его презентация инвесторам.

Правовой практикум: введение в юридическую профессию

Учитель Дарья Олеговна Меленчук

Курс «Правовой практикум: введение в юридическую профессию» позволит на практике попробовать себя в роли юриста. На занятиях лицеисты познакомятся с различными правовыми памятниками, напишут свой первый закон и пройдут все стадии его принятия, примут участие в судебном заседании в роли судьи, адвоката или прокурора, создадут свое идеальное государство и подискутируют на различные юридические темы.

Работа в режиме профессиональной пробы позволит каждому учащемуся максимально эффективно и комфортно рассмотреть сложные темы, развить понятийный аппарат без необходимости заучивания терминов и определений, а главное ответить на вопрос, стоит ли ему становиться юристом..

TED-Lyceum

Учитель Ольга Валерьевна Редько

Для лицеистов, выбирающих свое профессиональное будущее в сфере научной и общественной деятельности, крайне важно овладеть мастерством убеждения, искусством презентации и коммуникации в целом.

Будущий учёный или общественный деятель должен осознать, что по-настоящему увлечь может только личность говорящего, а красноречие само по себе не приводит к выдающимся результатам. Поэтому курс преследует две глобальных цели. Первая — практическое (на анализе примеров) убеждение учащегося в том, что залогом всякого успешного проекта в современном мире является личность его создателя. Результатом движения к этой цели станет нахождение каждым учащимся с преподавателем «своей» темы и своей подачи, с которыми он может быть интересен и полезен большой аудитории. Вторая, не менее важная, цель курса — это техническое оснащение оратора. Как выстроить выступление? Как говорить правильно? Как удерживать внимание публики? Как добиться от неё нужных эмоций? Как реагировать на неожиданные ситуации в общении с публикой?

Работа с TED-форматом позволит освоить эти навыки в форме, привычной для выросшего в цифровом мире подростка, опираясь на опыт самых успешных ораторов современности.

Социология: проектная лаборатория

Учитель Денис Юрьевич Сивков

Вместе с лицеистами мы проведём настоящее качественное социологическое исследование. Значительная часть занятий пройдет в поле — мы будем изучать повседневные практики в общественных пространствах. В социологической проектной лаборатории мы научимся вести включенное наблюдение, проводить глубинное интервью и фокус-группы, работать с данными и презентовать свой исследовательский проект. Курс направлен на выработку у слушателей социологического вкуса, интереса и внимания к научным проблемам, навыкам индивидуальной и коллективной исследовательской работы.

История повседневности

Учитель Мария Александровна Чернова

История повседневности — относительно недавняя сфера исторической науки, быстро завоевавшая огромную популярность. Она предполагает изучение области обыденного, которое обычно не рефлексируется и не фиксируется современниками. Задача курса — ознакомить учеников с основными методами и источниками подобного рода изысканий и дать им попробовать силы в самостоятельном проекте по изучению советской повседневности. Данный курс даст лицеистам возможность подробнее познакомиться с некоторыми аспектами жизни России ХХ в., углубить и закрепить знания по отечественной истории и получить навыки научной работы, которые они смогут применять в дальнейшем и в других областях.

Практика литературного перевода

Учитель Ольга Ивановна Щербинина

Программа спецкурса нацелена на формирование переводческих компетенций будущего специалиста. В ходе обучения будут освоены те моменты английской грамматики, которые представляют наибольшую сложность для перевода (глагольные конструкции, модальные глаголы, условное наклонение, фразеологизмы). Более того, комплекс специализированных упражнений поможет развить скорость и точность восприятия иноязычного материала, расширить словарный запас и достичь определенного уровня идиоматичности. Занятия спецкурса базируются на произведениях английской и американской литератур (романы Чарльза Диккенса, Томаса Харди, Теодора Драйзера, Джорджа Оруэлла). При этом в программу не включены произведения, написанные ранее XIX века. Выбор данного материала обусловлен практической, а не историко-литературной ориентацией спецкурса. Задания по переводу двунаправлены: с английского на русский и с русского на английский. Данный спецкурс рассчитан на всех, кто интересуются литературой англоязычного сегмента.

Практика устного делового перевода

Учитель Ольга Ивановна Щербинина

Курс «Практика устного делового перевода» базируется на материале англоязычных СМИ (CNN и ВВС). На занятиях мы будем работать над текстами социально-политической и экономической направленности, короткими устными сообщениями и записями бизнес переговоров. По окончании спецкурса ученики смогут избежать переводческих курьезов и безошибочно переводить «power-sharing government» как «коалиционное правительство», «electoral college» как «коллегия выборщиков», а «puppet state» как «марионеточное государство». При этом важно понимать, что большую роль для устного переводчика играет не только знание терминологии, но и достижение автоматизма при переводе часто употребляемых сочетаний. Именно поэтому освоению идиоматики английского языка будет уделяться повышенное внимание в течение всего курса.

Лаборатория литературоведческого анализа и научного комментирования

Учитель Павел Фёдорович Подковыркин

Спецкурс предлагает лицеистам заняться решением реальных литературоведческих задач, в частности, созданием научного комментария к конкретным литературным произведениям. Материалом станут произведения с небольшим по объёму текстом (стихотворение, стихотворный цикл, рассказ, и т.д.), который легко прочитать за несколько минут, но непросто прокомментировать. Исследование начинается с самых простых читательских вопросов (например, почему в басне Крылова стрекоза «попрыгунья»? как понимать слова Мандельштама «сегодня можно снять декалькомани»?), однако поиск ответа на такие вопросы ведёт к необходимости анализа и интерпретации произведения, для чего требуется целый арсенал литературоведческих инструментов — понятия и термины стиховедения, поэтики, теории жанров, исследовательские методы различных филологических школ. Лучший способ овладеть инструментом — начать им пользоваться. Работа над комментарием может стать по желанию лицеиста его индивидуальным исследовательским проектом с защитой в конце семестра. Главные цели курса: дать лицеистам возможность убедиться, что литературоведение — наука не менее точная, чем любая другая, а также предоставить шанс попробовать себя в качестве учёных-филологов и сделать выбор будущей профессии.

Военная история

Учитель Дмитрий Владимирович Зайцев

Программа нацелена на ознакомление лицеистов со спецификой работы учёного-историка, а также на расширение и углубление их знаний об исторической науке. Первую часть курса составят вводные занятия, на которых лицеисты получат представление о современном состоянии военно-исторической проблематики и поработают с различными видами источников по военной истории. Вторая часть курса будет посвящена работе над коллективными исследовательскими проектами. На этих занятиях лицеисты получат опыт обоснования актуальности избранной темы, определения объекта, предмета, целей и задач исследования, подбора и анализа источников и историографии, изложения результатов работы в формах научного текста и устного доклада. Также, в ходе обсуждений исследовательских проектов они смогут поучаствовать в научных дискуссиях по военно-исторической проблематике. В результате лицеисты получат возможность попробовать себя в роли профессиональных историков-исследователей и практически применить свои знания.

Международная политика и права человека

Учитель Станислав Александрович Кожеуров

Международные отношения и политика — это огромный и сложный поток событий. Профессиональные политики умело плывут в этом потоке, порой направляя его течение, а равнодушные обыватели устало отмахиваются от него, пока он не захлестывает их. Задача политологов в том, чтобы уверенно двигаться между этими полюсами: анализировать и понимать — чтобы советовать политикам и дипломатам, говорить и выступать — чтобы объяснять людям, думать и писать — чтобы вносить свой вклад в научное понимание политических процессов.

В рамках данного курса каждый лицеист сможет попробовать себя в роли специалиста по политике и международным отношениям, написав аналитический комментарий и прогноз событий, а также первые самостоятельные исследования международной политики. Материалом для обсуждения и исследования послужат сюжеты, связанные с одной из самых важных и дебатируемых в последние десятилетия проблем — проблемой прав человека. Будут затронуты вопросы справедливой войны и гуманитарной интервенции, сделаны попытки понять, почему государства добровольно ограничивают свой суверенитет, признают юрисдикцию международных судов, зачем настойчиво требуют соблюдения прав человека от других государств. Дать окончательные и бесспорные ответы на все поставленные вопросы, очевидно, не удастся. Но при желании учащийся сможет научиться языку политологии и международных отношений, правилам анализа и исследования политики, а главное, научится лучше понимать тот мир, в котором мы живем.

Правовой практикум: введение в право на английском

Учитель Софья Николаевна Мореева

Курс «Правовой практикум: введение в право на английском» предлагается учащимся 11 класса, уже определившимся с профессиональным выбором и планирующим поступать на программы направления «Юриспруденция». Лицеисты познакомятся с базовой юридической терминологией на английском языке на основе адаптированных образовательных текстов и выдержек из аутентичных художественных источников. На спецкурсе они закрепят теоретические знания о правовых структурах и институтах, полученные в рамках изучения учебного предмета «Право», познакомятся с аналогичными конструкциями Великобритании и США, разовьют навыки деловой коммуникации.

Правовой практикум: анализ проблемных ситуаций

Учитель Софья Николаевна Мореева

Курс «Правовой практикум: анализ проблемных ситуаций» предлагается учащимся 11 класса, уже определившимся с профессиональным выбором и планирующим поступать на программы направления «Юриспруденция», а также для учащихся, интересующихся правовыми дисциплинами, но не до конца представляющих себе практические аспекты реализации правовых норм и особенности профессиональной деятельности представителей юридических специальностей. Главная цель — увидеть, как правовые нормы работают в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому занятия будут построены на основе реальных практических кейсов из российской (и не только) правовой действительности. Базовый материал составят решения Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Европейского суда по правам человека. Изучая основные и сопутствующие материалы, лицеисты смогут проследить развитие проблемы от ее зарождения до воплощения в конкретном судебном решении.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Сайт содержит информацию о Лицее РАНХиГС — структурном подразделении ФГОУ высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), о деятельности, реализуемых программах и иное.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Для получения более подробной информации о РАНХиГС следует обращаться к официальному сайту РАНХиГС www.ranepa.ru.
Лицей РАНХиГС оставляет за собой право в любое время без специального уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо любым иным способом обновлять информацию, размещенную во всех разделах данного сайта.