Лицейские преподаватели права о новом профиле
В этом году Лицей Президентской академии открыл набор на юридический профиль. Преподаватели права в Лицее размышляют об актуальности этого шага.
Софья Мореева, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС, преподает в Лицее с 2017 года:
Юридическое образование уже много лет окружено мифами. 15-20 лет назад распространился миф о том, что нет смысла поступать на юридический факультет, потому что юристов уже и так слишком много («каждый сосед – юрист»). Сейчас к нему добавился еще один: «скоро все оцифруют, юристы будут не нужны: и законы писать, и дела рассматривать будет искусственный интеллект». Однако, несмотря ни на какие мифы, хороших юристов до сих пор мало, а очень хороших, идущих в ногу со временем, – еще меньше!
Дарья Меленчук, старший преподаватель кафедры правоведения и практической юриспруденции ИОН РАНХиГС, преподает в Лицее с 2016 года:
Да, право круто тем, что оно живет, изменяется, окружает нас ежеминутно и будет окружать всегда. Мы соблюдаем (или нет) массу юридических правил, используем те или иные нормы… Нет ни одной сферы, которая бы не регулировалась правом. Поэтому юрист — это вечная профессия, и не только про то, как правильно соблюдать, но и про то, как примирять норму с реальностью. Юридический профиль в предуниверсарии с вузовскими преподавателями, по-моему, отличный старт в профессию. Не нужно бояться, что придется учить Гражданский кодекс наизусть, этого в Лицее мы делать не будем. А вот обсуждать, какая норма подходит больше, на какие подводные камни можно наскочить, какой договор заключить – это будем.
Софья Мореева: Еще я бы сказала нашим абитуриентам, что юриспруденция многогранна и не стоит на месте. Юридическое образование позволяет выстраивать различные траектории, находить свое интересное направление, специализацию. Кому-то ближе работа с правовыми текстами, кто-то чувствует себя в суде, как рыба в воде, кому-то ближе работа по сопровождению бизнес-проектов, а кто-то посвящают всю жизнь поддержке обычных людей в сложных жизненных ситуациях. При этом юридическая подготовка — удачная база для «прыжка» в другие профессии: юристы «перековываются», если чувствуют, что это необходимо, в политологов и политиков, историков и социологов, конфликтологов и антропологов… А еще из юристов получаются хорошие менеджеры, поскольку они умеют просчитывать риски и оценивать возможные последствия.
Дарья Меленчук: Абсолютно согласна. Правоведы отлично видят причинно-следственные связи, привычны к работе в условиях неопределенности (наше законодательство — отличный тренажер в этом плане), плюс навыки коммуникации и быстрого реагирования — это делает их универсалами. Но наша задача в Лицее — развить интерес прежде всего к праву. На занятиях мы смотрим фрагменты из фильмов про юристов, где адвокаты легко и красиво выходят из сложных, кажущихся безнадежными, ситуаций, слушаем речи в судебных прениях, проводим игровые заседания суда — все для того, чтобы показать ребятам красоту, сложность и многогранность профессии. Для любителей особо сложных задач — олимпиадный кружок по праву.
Софья Мореева: Да, профильное обучение в Лицее — это ведь не только предмет «Право», но и упомянутый олимпиадный кружок, и курсы Академблока. К уже зарекомендовавшему себя курсу по международному праву «Разбор громких кейсов», который ведет наша коллега, кандидат юридических наук Валентина Скопинова, с открытием отдельного профиля добавится еще четыре. Эти курсы готовят для лицеистов преподаватели Высшей школы правоведения Института государственной службы и управления РАНХиГС. Так что у нас серьезная команда, а значит есть отличный шанс выстроить качественное образование в новых группах юридического профиля.