7 октября в подмосковном Авантель Клаб Истра открылся очередной Большой осенний форум Лицея.

По традиции он начался с главной панельной дискуссии. В этом году ее тема — «Образование: что дальше?». В дискуссии приняли участие: ректор РАНХиГС Владимир Мау, проректор РАНХиГС и руководитель конкурса «Лидеры России» Алексей Комиссаров, генеральный директор «Яндекс» в России Елена Бунина, генеральный директор ТНТ Артур Джанибекян, заведующий Центром исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий, экс-министр правительства Москвы Сергей Капков. Модерировал дискуссию Антон Молев, председатель комиссии Мосгордумы по образованию, научный руководитель Лицея.

Антон Молев предложил гостям поговорить о феномене образования как таковом, о современных вызовах, тенденциях в этой сфере и, конечно, о стратегии образования в жизни каждого человека. Он отметил, что аудитория ожидает как прогнозы о будущем сложившихся образовательных моделей, так и мысли экспертов о том, что такое, по их мнению, хорошее образование и повышает ли оно меру ответственности человека за то, что происходит в мире. Он также подчеркнул, что вопрос дискуссии «Образование: что дальше?» интересен собравшимся не только как общечеловеческая проблема, но и как очень личный вопрос.

Первым высказался Владимир Мау. «Неважно, чему учиться, важно учиться», — так он начал свое выступление. По мнению Владимира Александровича, правильнее всего заниматься тем, что тебе интересно. Но надо понимать, что если ты занимаешься чем-то, что выбрал совершенно сознательно, то придется постоянно убеждать себя, что тебе это интересно, вести диалог с собой. Потому что любое достижение — это напряжение. Говоря об этом, спикер ссылался на беседы со своими выпускниками: «Что будет со мной, если я буду очень хорошо учиться и получу хорошее образование»? — «Ты получишь право работать не восемь, а двенадцать, а, может, даже шестнадцать или восемнадцать часов». Чем успешнее человек, тем больше он работает, — продолжил Владимир Мау. Если человеку по жизни легко, значит что-то идет неправильно. А вот будете ли вы счастливы, получив образование и возможность много работать — это вопрос. Настоящее счастье — не тогда, когда вы лежите и думаете, какой я счастливый, а когда постоянно спрашиваете себя и сомневаетесь, счастливы ли вы.

Далее Антон Молев передал слово Алексею Комиссарову, руководителю программ подготовки высшего кадрового резерва страны и конкурса «Лидеры России».

Алексей Комиссаров заметил, что на управленческие образовательные программы часто приходят не ради знаний как таковых, а ради нетворкинга, который дает возможность продолжать развитие после программы. Управленцы-практики, уже многого добившиеся, прекрасно осознают, какую роль в управлении сегодня играют soft skills. В качестве аргумента спикер привел в пример один из последних форумов в Давосе, где все внимание участников было приковано именно к soft skills, хотя форум экономический, а не научный. Именно soft skills на 85%, по мнению А. Комиссарова, определяют успех любого предприятия. Но и hard skills — это тот «гигиенический минимум», без которого невозможен результат ни на каком поприще. Предварительные итоги первого конкурса «Лидеры России» заставили организаторов много спорить о том, нужны ли успешным директорам предприятий и организаций, например, география, история и литература. После продолжительных споров задания на предметные знания в конкурсе для людей, претендующих на самые высокие государственные посты, были сохранены, — подчеркнул спикер.

Тему важности фундаментального знания поддержала Елена Бунина. Фундаментальные знания — залог больших возможностей. Например, если вы разбираетесь в математике, то без труда разберетесь в технике, программировании, в прикладных вещах. Но если вы пришли в программирование через практику, без знания математики, вам не подняться на высокий уровень обобщения. Это же относится и к гуманитарной сфере, — считает Елена Бунина.
Как гендиректору Яндекса ей очень интересен вопрос перехода образования в онлайн. Но как доктор физико-математических наук и действующий профессор, который каждую неделю читает лекции у доски с мелом в руках, она понимает, что онлайн может заменить многое, но не все. Он не может заменить Хорошего Профессора, который своим азартом, увлеченностью зажигает аудиторию. В спонтанном голосовании зала за онлайн или офлайн-модель образования безоговорочно победили сторонники живого общения.

Сегодня ни один разговор о будущем не обходится без вопроса о том, какие профессии умрут в более или менее далекой перспективе, из каких сфер человек будет вытеснен роботами. Вот что думает об этом еще один участник дискуссии — руководитель субхолдинга «Газпром-медиа», гендиректор ТНТ Артур Джанибекян. Сейчас компании оптимизируют то, что человек вынужден делать, но что при этом не приносит ему удовольствия. Не оптимизируется только то, что приносит нам удовольствие. В соответствии с этой логикой и будет меняться рынок труда, с учетом этого следует задавать себе вопрос — чему учиться.

Как человек, занимающийся телевидением, А. Джанибекян не склонен драматизировать ситуацию с уходом потребителя телевизионного контента в интернет. Это лишь означает, что контент потребляется в другом месте. Есть проблемы поиска лучшего способа доставки контента, но сам качественный контент — непреходящая ценность. Человек все больше освобождается для потребления культурного контента. По его мнению, главный контент для собравшихся — образование, которое им обеспечивает Лицей.

Во многом созвучным стало выступление Сергея Капкова, заведующего Центром исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий МГУ. Спикер заявил, что не хотел бы, чтобы разговор о будущем с такими молодыми людьми ограничивался лишь проблемами образования. Это слишком узко. Он заверил лицеистов, что пока они находятся в хороших условиях, созданных лицеем, академией, родителями, можно особо не задумываться, что происходит. «Вы точно закончите лицей и точно поступите в вуз. Потом вы получите диплом, фото с ректором в шапочке, родители поплачут на вашем торжестве. И вот в этот момент, перед вами действительно откроется мир, в котором нужно будет найти свое место. Вот про этот момент надо думать сейчас: каким я хочу быть в это время?». Нужно готовиться к глобальной конкуренции. Конкурировать придется не только за рабочее место, но и за место в жизни. Сегодня бессмысленно учиться в вузе, думая, что пойдешь работать в Яндекс. Яндекса в этот момент может просто не быть. Поэтому есть смысл уже сейчас учиться тем вещам, которым школа напрямую не учит, но которые очень важны и определяют конкурентные преимущества: это сильный характер, целеустремленность, устойчивая нервная система, умение общаться, улыбаться, поддерживать разговор. Этому могут научить книги, театр, искусство… А по поводу разнообразных сфер деятельности, в которых ему удалось поработать, Сергей Капков произнес фразу, которую стоит запомнить: «Мы не можем прогнозировать длину нашей жизни, зато регулировать ее ширину в наших силах».

Аудитории была предоставлена возможность задавать вопросы гостям. Вопросно-ответная сессия длилась 45 минут. Лицеистов интересовали вопросы платности образования, необходимости каждому быть в какой-то степени программистом в цифровом мире, вопросы неравномерности регионального развития в России и многое другое. Завершилась дискуссия совместным фотографированием лицеистов и гостей.

Помимо панельной дискуссии, в программе этого года мастер-классы от прекрасных экспертов. Президент Рыбаков Фонда Елена Ульянова делится своим опытом создания социальных и бизнес-проектов в сфере медиа и благотворительности. Руководитель департамента пресс-конференций газеты «Аргументы и факты» Наталия Андрущенко — опытом работы документалистом в дни путча и в горячих точках последних десятилетий, а также секретами того, как журналисту оставаться «над схваткой». Руководитель специализированного фонда целевого капитала МГПУ Алексей Анисин учит лицеистов управлению личными финансами, эксперт компании SuperJob Артем Дорошин раскрывает секреты успешности на рынке труда. Сквозной деятельностью участников форума является работа над групповыми проектами. С мотивационной лекцией, дающей старт этой работе, выступает Наталия Киселева, единственный в России лауреат Global Teacher Prize. Также с ребятами проведут занятия тренеры московских команд Всероссийской олимпиады школьников из Центра педагогического мастерства.

Впервые в Большом осеннем форуме Лицея Академии принимают участие ребята из другого региона. Это учащиеся гимназии № 4 города Красноярска, которые по окончании форума еще в течение недели будут обучаться вместе лицеистами Академии на московском кампусе. Это новая гостевая программа Лицея для школьников из регионов России.

Большой осенний форум Лицея проводится во второй раз. Его цель — дать возможность самым юным учащимся Академии говорить о важнейших проблемах человечества с лучшими экспертами страны. В этом году он проводится с 7 по 10 октября.

День первый


День второй

День третий

День четвертый

Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
Сайт содержит информацию о Лицее РАНХиГС — структурном подразделении ФГБОУ высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), о деятельности, реализуемых программах и иное.
Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Для получения более подробной информации о РАНХиГС следует обращаться к официальному сайту РАНХиГС www.ranepa.ru.
Лицей РАНХиГС оставляет за собой право в любое время без специального уведомления вносить изменения, удалять, исправлять, дополнять, либо любым иным способом обновлять информацию, размещенную во всех разделах данного сайта.